Строгановский дворец – единственный дворец на Невском проспекте, который практически полностью сохранил свой внешний вид от постройки до наших дней.
Род Строгановых прославился на Руси задолго до своего прибытия в Петербург. Эта семья, находящаяся в родстве с царской фамилией, была баснословна богата. Уже в XVI веке Строгановы, владельцы необъятных солеварен и горных разработок, создали себе невероятный по тем временам капитал, которым пользовались с размахом, достойным восхищения. Во времена войны со Швецией они помогали Петру Великому средствами, и в успешном окончании войны есть немалая заслуга строгановского капитала. Именно они снарядили экспедицию Ермака, в результате которой Сибирь была присоединена к России.
Неслыханное богатство не только позволяло жить Строгановым по своим собственным законам, но и породило множество завистников. Чтобы защитить себя и поправить пошатнувшееся положение в обществе Строгановы решили перебраться поближе к императорскому двору. Сначала представители рода Строгановых переехали в Москву, а затем, вслед за Петром I, в Петербург, где и окончательно обосновались. Строгановы породнились со всеми знатными семействами России: Шереметевыми, Голицыными, Шаховскими. А в 1722 году Петр пожаловал Строгановым баронский титул. Проект первого дома Строгановых утвердил сам Петр I. Он должен был находиться на стрелке Васильевского острова, где император планировал создать центральную городскую площадь. Однако никто из Строгановых никогда там не жил из-за труднодоступности острова.
Основным Петербургским гнездом рода Строгановых стал дворец на Невском проспекте и набережной Мойки. Для строительства дворца был приглашен Франческо Бартоломео Растрелли. Привлечение известного архитектора к строительству ставило дом Строганова в архитектурной иерархии столицы на почетное место, сразу после Зимнего и Воронцовского. Ведь Ф.Б.Растрелли был императорским архитектором и строительством частных домов не занимался. Здание дворца было спроектировано так, что имело два одинаковых по композиции фасада: один выходил на Невский проспект, второй – на Мойку. Внутри дворца было спроектировано пятьдесят апартаментов, отделанных в стиле барокко. К сожалению, до наших дней не сохранились большая парадная лестница, украшенная лепниной с железными золочеными перилами и роскошная галерея с зеркалами и скульптурами. Но до наших времен дошел облик Большого (Бального) зала с кариатидами, поддерживающими хоры, а также маленькая прихожая. Все остальные интерьеры были уничтожены пожаром 1790 года.
Перестройку дома, тогдашний его владелец Александр Сергеевич Строганов, поручил бывшему крепостному Андрею Никифоровичу Воронихину. Прежде всего он переделал Большой зал, добавив в него люстры и мебельный гарнитур. На месте Зеркальной галереи Растрелли он создал Парадную столовую (Угловой зал). Обновил кабинет Александра Сергеевича, построил Минеральный и Физический кабинеты, а также создал Картинную галерею, где хранилась замечательная коллекция картин и скульптур.
Парадная лестница, как я уже писала, была оформлена Ф.Б.Растрелли в 1753-1754 годах с использованием золота, мрамора и живописи. Начиналась она там же, где и нынешняя, а марши шли против часовой стрелки. Через пятьдесят лет лестница была перестроена А.Н.Воронихиным и оформлена более скромно – гранитом и дощатым рустом. Но просуществовала в таком виде она не долго. В 1810 году Иваном Фёдоровичем Колодиным была сделана пристройка к дворцу – были убраны окна и включен третий этаж. Во время реставрации 1994-1995 годов был восстановлен живописный плафон, восстановлена историческая отметка пола.
В интерьере новой передней, изначально созданном Ф.Б.Растрелли, сохранилась отделка стен середины XIX века. Тогда же были установлены две угловые печи с зеркалами.
Во время переделки интерьера в 1804-1805 годах, А.Н.Воронихиным был создан мраморный пол. В то время передняя исполняла роль приемной графа П.А.Строганова. Во время реставрации 1994-1995 годов и 2003 года пол полностью перебрали.
Единственный из парадных залов, сохранивший, хотя и не полностью, первоначальную отделку Ф.Б.Растрелли - Большой зал. Этот великолепный двухсветный зал был самым значительным помещением дворца.
Реставрируя зал после пожара Воронихин практически не тронул барочную отделку Растрелли, лишь добавил к ней, следуя тенденциям моды того времени, несколько элементов в стиле классицизма. Сначала были добавлены люстры, выполненные И.Фишером по проекту Жерве и мебельный гарнитур, а спустя десятилетие были установлены сохранившиеся до наших дней камины. Над ними висели портреты Александра I и его супруги императрицы Елизаветы Алексеевны. Кариатиды, поддерживающие хоры, богатая лепнина, барельефы, живописные десюдепорты - все осталось на своих местах. Лепка, выполненная неизвестными итальянскими мастерами, декоративная резьба вокруг зеркал, десюдепорты, с изображением истории Энея, мифологического героя поэмы Вергилия - сохранились до наших дней. В середине XIX века в зале появился паркет, также сохранившийся до нашего времени. Во время реставрации в конце прошлого и начале нашего века были отреставрированы лепка, резьба, позолота, живопись плафона, воссоздан мебельный гарнитур.
Главной достопримечательностью зала является живописный плафон, расписанный в 1750-х годах итальянским художником Дж.Валериани.
Название соседнего зала – Зал с дубовым камином – условное. Подлинное, к сожалению, реставраторам установить не удалось. Но этом месте последовательно существовали гостиные, отделанные Ф.Б.Растрелли для барона С.Г.Строганова в 1753-1754 годах, внутренние покои графа П.А.Строганова, выполненные по проекту А.Н.Воронихина в 1803-1804 годах. Они были несколько видоизменены в 1818 году И.Ф.Колодиным. И А в 1820 году по проекту К.Росси в зале были созданы апартаменты княгини А.П.Голицыной, урожденной графиней Строгановой.
Отделка, представленная в зале в наши дни, относится к концу XIX века, когда дом принадлежал С.А.Строганову. Она выполнена по образцу охотничьих кабинетов английских замков. Граф С.А.Строганов был большим любителем псовой охоты и владельцем нескольких конных заводов. Реставрация с воссозданием по обнаруженному фрагменту .
Малая гостиная являлась частью парадных апартаментов графа П.А.Строганова. А.Н.Воронихин незначительно сократил изначальные размеры прежней Гостиной для устройства лестниц на хоры Большого зала. Стены Гостиной украшают рельефы, выполненные С.М.Теглевым, М.П.Александровым-Уважным, И.И.Теребневым. В тридцатые годы XIX века существовавшая роспись была дополнена новыми элементами, а на южной и северной стенах появились декоративные фризы.
Во время реставрации 2000-2003 годов были восстановлены утраченные детали камина. Паркетный пол, как и в Большой зале сохранился с середины XIX века.
Большая гостиная. Изначально зал был меньше по размерам. В 1804-1805 годах А.Н.Воронихин изменил отделку интерьера и включил Гостиную Ф.Б.Растрелли в число парадных комнат графа П.А.Строганова. В 1840-х годах П.С.Садовников расширил помещение и начал его оформление его в стиле позднего классицизма для княгини Е.П.Салтыковой, урожденной графиней Строгановой. Однако работы были закончены несколько позже архитектором Г. Боссе, с сохранением камина и дверей эпохи А.Н.Воронихина. После смерти княгини интерьер Гостиной был снова изменен.
Были утрачены резные рамы, обрамляющие украшающий стены французский шелк с большими букетами, зеркало над камином. На стенах появился новый, малиновый шелк и гобелены. Во время реставрации в начале 2000-х годов был полностью восстановлен наборный паркет, воссоздан утраченные карнизы, резные рамы для зеркал и шелка. Сама ткань была подобрана по принципу максимальной близости.
Та комната, которая сейчас носит название "Греческой" образовалась в результате разборки стены между гостиной и темных коридором, проведенной в результате реставрационных работ. Гостиная, созданная Ф.Б.Растрелли в 1753-1754 годах, впоследствии неоднократно меняла свои размеры. При Растрелли существовала лестница, которая объединяла все три этажа здания. Она располагалась на месте коридора, который соединял Большую гостиную с кабинетом. Эта лестница помешала соединению западного и южного корпусов, построенного А.Н.Воронихиным в 1804-1805 годах. В это время и появилась Приемная графини С.В.Строгановой, которую вероятнее всего из-за особенностей отделки хозяева именовали Греческой комнатой. Комната оставалась неизменной до 1840-х годов, когда П.С.Садовников отделал гостиную в неоклассическом духе для княгини Е.П.Салтыковой, урожденной Строгановой. Отделку комнаты завершал неизвестный архитектор. Он закрыл искусственный мрамор и академические рельефы тканью. Спустя время был устроен темный коридор, установили существующий ныне камин. При проведении реставрации в 2005-2007 годах, учитывая редкую сохранность элементов декора сразу нескольких эпох, было принято решение отреставрировать их и показать нескольких исторических слоев одновременно, разобрав стену между коридором и Гостиной.
В зале представлено полотно, за которое А.Н.Воронихин в 1797 году получил звание академика. На нем изображена главная постройка Мызы Мандуровой (Строгановской дачи), которая была перестроена самим Воронихиным в 1796 году из более раннего павильона А.Ринальди. Строгановская дача находилась на Большой Невке у устья Черной речки. Изображенный на картине летний дом принадлежал графу А.С.Строганову. Он неоднократно перестраивался и был окончательно разрушен в 1969 году.
Большой кабинет графини С.В.Строгановой по первоначальному замыслу А.Н.Воронихина освещался исключительно световым фонарем в потолке. Это была мастерская владелицы, писавшей маслом, и , одновременно, зал для экспонирования картин. Верхняя часть стены была оформлена слепками с рельефов Храма Антонина и Фаустины в Риме. В 1840-х годах, из-за надстройки П.С.Садовниковым верхнего этажа, зал утратил свою уникальность и в нем появились окна. Несколько позже появился мраморный камин. Он был установлен, когда кабинет переделывался для светлейшей княгини Е.П.Салтыковой. Во время реставрации 2005-2007 годов, по сохранившейся акварели был восстановлен паркет времени Воронихина. Экспозиция интерьера посвящена Отечественной войне 1812 года, которая имела большое значение для семьи Строгановых. В этой войне принимал участие граф Павел Александрович, а его сын Александр погиб.
Интерьер Малого кабинета графини С.В.Строгановой сохранился в первоначальном виде. Воронихин задумывал его как миниатюрный античный храм.
Одно из главных украшений зала, который первоначально именовался Библиотекой - рельеф Алексея Воронихина, племянника архитектора, "Иван Грозный поит своего воина" (1811 год).
В 1810 году по проекту И.Ф.Колодина были установлены новые колонны искусственного мрамора и соответствующие им пилястры. При Воронихине дальняя от окна часть зала была занята, предположительно, небольшой лестницей. Затем, вероятно, там была поставлена ванна, скрытая ширмой между колоннами. В 1840-е годы П.Ф.Садовников установил в комнате камин из змеевика, а также расширил проем окна.
Интерьер Парадной столовой (Углового зала) отделывался А.Н.Воронихиным к свадьбе графа П.А.Строганова с княжной С.В.Строгановой на месте прежней Зеркальной галереи Ф.Б.Растрелли и был закончен в 1793 году. Отделка зала красноречиво говорила о состоянии Строгановых. Полуколонны из искусственного мрамора, лепные десюдепорты, полуциркулярные ниши, обилие драпировок, а главное - шикарный потолок с расписными кессонами с розетками мог позволить себе только баснословно богатый человек. В зале была сохранена основная композиция и, частично, отделка времени создания. До наших дней дошли полуколонны искусственного мрамора, плафон с росписью. Первая научная реставрация зала была проведена в конце 20-х годов прошлого века. Источником для создания проекта реставрации послужила акварель архитектора из фондов Русского музея. По ней были воссозданы исчезнувшие в XIX веке большие зеркала. Глядя в них, создается ощущение невероятно большого пространства.
Полуколонны кажутся круглыми, так же, как и висящие между ними полулюстры. Осветительные приборы и паркет были воссозданы во время реставрации 2002-2003 годов был.
В двух соседних с залах выставлены предметы, относящиеся к времени царствования императора Александра I. Художественные принципы декоративно-прикладного искусства «александровской поры» ярко и последовательно отразили ампир. Лучшими образцами ампира стали предметы, изготавливаемые на Императорских фарфоровом и стекольном заводах. Предметы того времени отличались строгими очертаниями. Стенки стеклянных сосудов делались толще обычного и обрабатывались глубокой алмазной гранью. Фарфоровую посуду нередко золотили изнутри и снаружи. В это же время увеличился выпуск монументальных ваз, ставший одним из характерных символов русского ампира.
Один из залов, во времена А.С.Строганова носил имя Гюбера Робера, по имени художника, чьи полотна находились в нем. Строганов и Робер, прославившийся своими итальянскими акварелями, были хорошими друзьями. Из своей поездки в Париж А.С.Строганов привез целую серию его пейзажей. Шесть из них висели в этом зале. Сейчас они выставлены в Белом зале Эрмитажа.
Арабесковая гостиная расположился на месте кабинета графа Александра Сергеевича Строганова. Создателем гостиной был Петр Садовников. Зал создавался как копия покоев в Ватикане, расписанных Рафаэлем. На стенах гостиной с изумительной точностью воспроизведены лучшие образцы рафаэлевских росписей. В дополнение к этому гостиную украшали копии картин великого мастера. Это в какой-то мере компенсировало пробел в строгановской коллекции, в которой полотен Рафаэля не было. Наддверные люнеты гостиной Садовников украсил копиями росписей виллы Цицерона в Помпеях, как дань возобновившемуся интересу к погребенному под пеплом городу.
Минералогический кабинет был отделан архитектором А.Н.Воронихиным для экспонирования коллекции минералов графа А.С.Строганова. Аллегорические рельефы представляют «Огонь», «Землю», «Воздух» и «Воду».
Перспективная роспись купола кабинета, вероятнее всего, была расписана по П.Ганзаго в начале XIX века. Тогда же, вероятнее всего, на первом ярусе появились книжные шкафы. В середине XIX века зал был превращен в Бильярдную с изоляцией второго яруса, установкой изразцовой печи вместо одного из шкафов и изоляцией второго яруса железным куполом. Купол и печи были разобраны во время первой реставрации в 1920-х годах. В настоящее время кабинету полностью возвращен облик, задуманный Воронихиным. Восстановлен утраченный в начале прошлого века паркет. В экспозиции кабинета можно увидеть картины М.Н.Воробьева («Вид на Казанский собор с западной стороны»), С.Ф.Щедрина («Вид Строгановской дачи» и «Вид Каменноостровского дворца от Строгановской дачи»). В зал была возвращена часть прежней коллекции минералов, которая вернулась во дворец из московского Музея им.Ферсмана.
"Душой Строгановского дворца" назвал А.Бенуа Картинную галерею, где размещалась коллекция живописи А.С.Строганова, скрупулезно собиравшаяся им на протяжении сорока лет. Любой гость Строгановского дворца считал его посещение особенно интересным, если ему удавалось оказаться в Картиной галерее. Длинное помещение, получившее из-за этого название галереи, Воронихин разделил на три части. Центральный зал с пологим кессонированным сводом, где собственно и размещались картины, занимал половину всей площади галереи. По бокам располагались две лоджии, также кессонированными куполами. От центральной части они отделялись гипсовыми колоннами с отделкой под сиенский мрамор. В одной лоджии граф Строганов принимал гостей, вторая служила ему спальней. В огромном дворце нашлись комнаты для всего, кроме как для сна, и обычно Александр Сергеевич ночевал на походной кровати рядом со своими картинами. Показать всю строгановскую коллекцию в пределах одного помещения было невозможно. В галерее размещалось 38 полотен, что в половину меньше полного собрания картин, согласно описи, составленной самим Александром Сергеевичем. В галереи были выставлены полотна Рембранта, Б.Строцци, Пуссена, Рубенса, Ватто, Адриана ван де Вельде.
Гарнитур мебели Картинной галереи, состоящий из тринадцати кресел, четырех малых и одного большого дивана, появился в этом зале не позднее 1793 года, когда А.Н.Воронихин создавал свой знаменитый рисунок с видом интерьера. В настоящее время в зале представлено только 14 предметов из этого гарнитура. Остальные находятся на реставрации.
Интерьеры бывших Большого и Малого кабинетов Сергея Григорьевича Строганова, к сожалению не сохранились.
Барон Сергей Григорьевич Строганов, получивший графский титул после женитьбы на старшей дочери Павла Александровича — Наталье, известен тем, что основал на свои средства Школу рисования в Москве (ныне это — знаменитая «Строгановка»). Будучи председателем «Общества истории и древностей российских», много сделал для издания его научных трудов. Кроме этого Сергей Григорьевич продолжал также пополнять знаменитую Строгановскую картинную галерею, а также был известным коллекционером предметов археологии, нумизматики, иконописи.
После революции дворец был превращен в историко-бытовой музей. В 20-х годах XX века, когда дворец перешел в ведение Эрмитажа оттуда стали вывозиться экспонаты. Но к сожалению коллекция не просто переехала из одного помещения в другое, а полностью распалась. На одном из аукционов, организованного фирмой "Рудольф Лепке Хаус" в 30-х годах прошлого столетия было распродано более 100 картин, несколько десятков скульптур, гобеленов, а также бесценные предметы мебели. Мероприятие носило название - "Строгановский дворец" .
Так богатейшее собрание, которое само по себе было шедевром и результатом кропотливой работы, прекратило свое существование. В настоящее время отдельные экспонаты строгановской коллекции украшают многие музеи мира. Небольшая часть экспонатов разбросана по столичным и региональным музеям. Основная часть коллекции - хранится в Государственном Эрмитаже.