Рядовому гражданину не положено, да и нет смысла вмешиваться в решение глобальных политических проблем. Публикацию слишком смелых мыслей цензура не пропустит, на кухне можно рассуждать сколько угодно, хотя бы так отводить душу. Культурный человек не тот, кто не прольет кофе на скатерть, а тот, кто не заметит, как это сделал другой (А.Чехов). Разрушим замечание великого писателя его же собственным оружием психоанализа на примере объективной оценки выражения «империя зла». Культурный человек тот, кто обратил внимание на пролившего кофе и способствовал тому, чтобы подобное не повторилось, по аналогии с этим, объективным будет тот аналитик, кто согласился, что для характеристики России «империей зла» имеются основания.
Немного найдется государственных деятелей, оставивших о себе память яркими афоризмами, в том числе по адресу России. Незабываемым шедевром воспринимается идущее от души правдивое высказывание премьер-министра В.С.Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Проявили себя на данном поприще и наши недруги, называемые, как ни странно, «коллегами» и «партнерами» с надеждой расположить их по отношению к русским.
Как голливудский актер Рональд Рейган ничем особенным не запечатлел себя на экране, снявшись в полсотне малосюжетных фильмов, он принял мудрое решение переключиться на административную, затем на политическую деятельность в роли президента. С высокого поста он назвал Советский Союз «империей зла» (англ. evil empire). Были ли объективные основания для недружественного информационного «выстрела»? И нет, и, к сожалению, да.
В выступлении перед Национальной ассоциацией евангелистов США Рейган выдал неологизм «империя зла» для демонстрации «аморальности» советского режима, как еще одно риторическое оружия из арсенала «холодной войны». Ранее «империями зла» заокеанские публицисты называли Римскую империю до принятия христианства, имея в виду агрессивную завоевательскую политику, а также нацистскую Германию с подобными же милитаристскими аппетитами.
В своем выступлении Рейган выпятил на передний план достижения американской демократии: широкое введение религиозных молитв в школах, протест против вмешательства в дела семьи, ужесточение мероприятий против абортов. Перейдя к проблеме зла , он отметил, что США не были лишены этого греха, но успешно его преодолели. Идею коммунизма охарактеризовал воплощением подлинного зла, СССР назвал тоталитарным государством, стремящимся к мировому господству.
Нельзя сказать, что президент был в целом расположен враждебно к нашей стране: «Я собираюсь сделать все, что смогу, дабы убедить в наших мирных намерениях, напомнить, что Запад отказался воспользоваться своей ядерной монополией в 40-е и 50-е годы ради территориальных приобретений, а теперь предлагает 50-процентное сокращение стратегических ракет и полное уничтожение ядерных ракет среднего радиуса наземного базирования». Чем не призыв в духе гуманистического социализма, о котором много говорят современные политологи и философы.
С точки зрения двойственной оценки международной политики с востока и запада, полезно посмотреть на понятие «империи зла» в его реальном содержании, привлекая фактический материал из отечественной истории.
В одночасье свершенный государственный переворот в октябре 1917 года вскружил головы лидерам большевиков до такой степени, что они уверовали в успех экспорта революции в другие страны. Ленин серьезно полагал, что для революционного нашествия вполне созрела Германия, а Троцкий обещал двинуть полки красноармейцев к Индийскому океану. К счастью для российского народа, сумасбродные идеи не нашли практического воплощения, при Сталине о них полностью забыли.
Вскоре после революции в России книжный рынок буквально заполонила научно-фантастическая литература. Вслед за Ж.Верном и Г.Уэллсом, в эту деятельность активно включаются А.Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), А.Беляев («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»), В.Обручев («Плутония», «Земля Санникова»). Невиданная ранее свобода слова и печати, революционное брожение в западных странах, партийная и государственная поддержка открывают возможности для фантазирования и на тему мировой революции. Однако, ничего подобного не происходит, советские писатели обходят своим талантом весьма актуальную тему. Представим себе, как преобразилась бы жизнь на планете в случае победы социалистической революции в большинстве стран.
По аналогии с приходом к власти коммунистов в России, советский режим устанавливается в западноевропейских странах, ликвидируется частная собственность, строится плановый социализм по примеру пятилеток, ликвидируется вероятность мировой войны. И вдруг в итоге все эти прогрессивные завоевания рушатся в один миг, по сговору политических интриганов, единое мировое сообщество разваливается на отдельные части, народное богатство разбазаривается между олигархами, народ остается в нищете. Живая модель процесса деградации идеи коммунистического общества продемонстрирована историей на примере становления и ликвидации Советского Союза. Благо, что воплощенная в нем, выдуманная «империя зла» испытала судьбу в воображении историка-фантаста. А как было на самом деле?
Иностранные публицисты распространяют версию, что советский вождь готовил превентивную войну против фашистской Германии и тем самым полагал предотвратить Вторую мировую войну. В доказательство нет никаких серьезных документов. Напротив, он обращал внимание на отсталость страны «на пятьдесят лет от буржуазных государств, которую необходимо преодолеть за десяток лет, иначе нас сомнут». Никаким «злом» здесь и не пахнет.
Далеко не светлым пятном в новейшей истории СССР выглядит ввод советских войск в Афганистан, о чем в последнее время официальная политика и пресса старается умалчивать. Бегство американцев из Афганистана подается администрацией Белого дома как запланированная акция внешней политики. Признается, что двадцатилетнее пребывание заокеанской военщины в этой стране обошлось в две с половиной тысячи погибших рейнджеров и морпехов, в два триллиона долларов и падение международного авторитета.
Расчет престарелых членов политбюро был в надежде, что военная агрессия на территорию Афганистана послужит активизации освободительного движения против остатков правления последнего короля Мухаммеда Захир-шаха и попытки насадить просоветский режим под руководством Мохаммада Наджибулы.
Вторжение советского военного контингента в Афганистан оказалось с двусторонним эффектом. Помимо того, что оно способствовало усилению напряженности в стране, в конечном итоге привело в конечном итоге к повсеместной победе объявленной в России вне закона партии талибов, принесло ощутимый ущерб нашей стране. Политические обозреватели суммируют печальные итоги следующим образом.
Советская страна, тащившая на себе большое количество дружественных республик по всему миру, получила новый «голодный рот» в лице Афганистана. Для восстановления страны вливаются средства экономику, строительство городов со школами и больницами, в ущерб применению на родине.
Геополитические противники страны советов в ответ на вторжение начали координировать свои усилия по борьбе с «империей зла». Наладились отношения между исламистским Ираном и руководством США. Иранские шииты поняли, что они могут стать следующим объектом агрессии и предпочли искать контакты с американцами.
Заметно испортились отношения между СССР и другими странами социалистического лагеря, в особенности с Китаем. Насторожились Польша, Венгрия и Чехословакия, опасаясь оказаться в «объятиях» новой советской авантюры. Возникла опасность разрушения Варшавского договора, что в итоге и произошло. В ответ на афганскую авантюру более широкое распространение получили идеи радикального ислама, выросла угроза международного терроризма.
В солидарность с любителем лингвистического шантажа господином Рейганом получилось, что «одним концом по барину, другим по мужику», пропаганда превосходства советского образа жизни сопровождалась бумерангом в виде реальных его недостатков. Не плюй в колодец, самому пригодится воды напиться, хотели сделать, как лучше, а получилось наоборот.