Отношения между мужчиной и женщиной, неизвестно когда и почему названные «любовью», относятся к самой сокровенной сфере человеческой жизни. В триумфальном кинофильме «Звезда пленительного счастья», названного одной из строк стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву»», в котором автор призывает верить в грядущую свободу России от гнета самовластья, ее прихода надо ждать, как «ждет любовник молодой минуты верного свиданья». Сравнение содержит в себе несколько любопытных нюансов, раскрываемых отчасти в кинофильме, благодаря стихотворному сопровождению Б.Окуджавы на чудесную музыку И.Шварца, откуда заимствовано название данного очерка.
Показанная в кинофильме любовь молодых людей Ивана Анненкова и Жанетты Гебль имела подлинную историю.
Жаннетта родилась во Франции, в дворянской семье, отец погиб на войне, 9-летняя дочь подает прошение о пенсии самому Наполеону, после его свержения она отменена, годы спустя уже Прасковья Анненкова будет подавать прошение императору Николаю I с просьбой разрешить отъезд в Сибирь.
С Иваном Анненковым Жаннетта познакомилась за полгода до восстания 14 декабря. Она вспоминала: «Оба мы были молоды, он был чрезвычайно красив собою, необыкновенно симпатичен, умён и пользовался большим успехом в обществе. Совершенно понятно, что я не могла не увлечься им. Но целая бездна разделяла нас. Он был знатен и богат, я - бедная девушка, существовавшая своим трудом». Анненков предлагал Полине брак, но она хорошо знала его мать, строгую московскую барыню екатерининских времен и не решилась предстать перед ее очами.
Вскоре после встречи молодой офицер пришел проститься со словами: «Если б вы знали, что ожидает меня, то, вероятно, сжалились бы надо мною». Без сомнения, он предчувствовал свою судьбу. Накануне выступления декабристов Анненков признался Полине, что участвует в тайном обществе и что его, по-видимому, ожидает крепость или Сибирь, в ответ она поклялась, что последует за ним повсюду. После неколебимого решения следовать в Забайкалье оставляет дочь будущей свекрови, не зная языка, отправляется в Читу, где венчается с Иваном Анненковым. Теперь уже Прасковья Анненкова тридцать лет хранит супружескую верность, рожает восемнадцать раз, из них благополучно семь детей.
Ходили слухи, что по возращении из ссылки Анненков бросил свою жену. После смерти супруги Иван Александрович впал в болезненное состояние, через год его не стало. Как опальному декабристу, ему не разрешили возвращаться в столицы. Супруги были похоронены на кладбище монастыря в Нижнем Новгороде, навечно сохранив в небесном раю преданную любовь друг к другу. В память поставят крест деревянный иль чугунный тому, кто поклялся деве юной в «любови вечной на земле» и выполнил обещание.
Какова же добрая и назидательная мораль из всей этой частной истории, которая попала в поле зрения исторических хроник, авторов повестей и кинофильма, в широком информационном виде дошла до нас?
«Не обещайте деве юной любови вечной на земле» -предупреждается в музыкальном приложении к кинофильму «Звезда пленительного счастья». Первое, что вырисовывается из сюжета, трагическая судьба двух сердец, брачный союз между которыми на многие годы увенчался далекой сибирской каторгой. Кто виновен в этой «печальной повести на свете»?
Научно выражаясь, более или менее твердо предсказать жизненный путь можно на знании объективных оснований прогноза. Декабристы были люди умные и образованные, допускали провал своей затеи свергнуть «самовластье» и на его обломках начертать свои имена. Известна поговорка «кто не рискует, тот не пьет шампанское», многие из них рисковали жизнью в наполеоновских войнах, без страха и упрека проверяли удальство на безрассудных дуэлях, пили шампанское.
Наступило время испытать себя в столкновении с властью, ведь не найти желанной славы, «покуда кровь не пролилась», осуществить идеалы лозунга о свободе, равенстве и братстве. Анненков, как его друзья стал жертвой собственного героизма в условиях самодержавия, прибавив к несчастью и беззаветно любящую женщину. Во втором случае предсказание реальности обещания вечной любви было абсолютно обоснованным. Поведав о сватовстве сына на гувернантке, мать в сердцах вскричала: «Что ты дурак, знала я одна, теперь пусть вся Москва знает» и махнула рукой. Узнала не одна Москва.
Кто живет не только экзотическим прошлым, подобным рассказанному выше, а переносит его в настоящее, заинтересуется, как обстоит дело с обещаниями «вечной любви». Ничего вечного в жизни не бывает, за исключением, как выразился Гегель, «дурной бесконечности», к примеру, хождению по кругу. Обещания вечной любви и их исполнение могут растянуться на всю жизнь, с момента первых признаний и до последнего дыхания. Чтобы убедиться в этом, есть совет поехать в Индию, где сохранение семьи считается святым обязательством.
В современной России более половины браков распадаются, что является тревожным сигналом для страны с дефицитом численности населения. Не только без обещания, но без исполнения вечной любви проблему не решить. Почему в слаборазвитых и со средним достатком жителей странах рождаемость намного превосходит смертность. В африканских племенах аборигены размножаются, по выражению Гитлера, как «насекомые» (пожалуй, его единственная адекватная реплика). В Китае и Индии население давно перевалило за миллиард человек. без всяких обещаний и клятв вечной любви. Отечественным демографам есть, над чем задумываться и перенять опыт активного и даже безудержного прибавления численности китайцев и индусов.
Причинами поспешных разводов называют низкое материальное положение молодой семьи, отсутствие своего жилья, дефицит взаимного внимания, супружескую неверность. В таких социальных условиях обещания вечной любви будут эфемерными клятвами, в полном соответствии с положением «бытие определяет сознание», которое еще никто не отменял и вряд ли отменит в силу его жизненной незыблемости и практической значимости для человека.
В заключение о том, что обещания вечной любви могут оказаться не только не выполненными, но и стать легендой о причине смерти преклоненного в святой клятве. Поучителен в этом отношении рассказ о судьбе графа Федора Толстого-американца, известного в Москве и за ее пределами картежника и дуэлянта 1830-х годов. Будучи в составе экспедиции на полинезийских островах, он обещал влюбленной в него местной принцессе (прямо, как по Гогену), что обязательно вернется. Про обещание забыл навсегда, оскорбленная женщина навела во мщение за такой чудовищный поступок на него порчу, семейный граф потерял одиннадцать детей и вскоре упокоился на Ваганьковском кладбище. Такая вот грустная история с обещаниями неисполненной вечной любви.