Л. Н. Андреев — тёмная фигура русской классики. Женщины сходили с ума от длинных чёрных волос и правильно-грубых черт лица, а мужчины, в особенности студенты, вешались и стрелялись, видя тайный подтекст ранних произведений. В начале XX века он равнялся с А. Чеховым и Л. Толстым, но сейчас не каждый о нём знает.
«Рассказ…» посвящён смерти, воззрениям на неё. Автор знает, как по-разному люди воспринимают конец жизни, и умеет передать их чувства. Он помещает героев в по-настоящему страшные обстоятельства — они ждут казни.
- Ждут они покорно, и сбежать им нельзя. Значит, остаётся только мириться с мыслью: я умру.
- Их размещают по одиночным камерам. Они не могут поделиться переживаниями и соображениями. Они одни. Или не со всем…
- На каждом виснет жуткая подружка — смерть. Она притаилась в углу камер и наблюдает за последними страданиями тех, кто скоро окажется в её тоненьких руках.
Именно такие, безотговорочные и безусловные трудности позволяют характерам раскрыться.
Героев «Рассказа…» объединяет только террористическая цель — совершить покушение на чиновника, — в остальном же они индивидуальны и никак не похожи друг на друга.
🧑🏼🦲Сергей Головин, здоровый юноша, в прошлом офицер, не хотел террора, но жаждал романтики. Ему хотелось совершить большой, достойный поступок. Приговор Головин встретил спокойно, страшным же для него оказалось свидание с родителями. Сергея душило чувство вины перед плачущей материю и еле сдерживающимся отцом. Когда родители ушли, он бросился на кровать и заплакал.
Чтобы не мириться с мыслью «меня больше не будет», он сначала мучился физическими упражнениями, а потом — голодом.
Умер Сергей Головин до казни, потому что довёл себя до полусумасшедшего состояния, когда не жив и не мёртв.
👱🏻♀️Татьяна Ковальчук переживает о товарищах. Её мучение в том, что она не может облегчить чужие страдания. Она ограничена тюремными стенами и не может обняться со всеми, помочь им.
Татьяна не переживает о себе, но думает о других.
👱🏻♂️ Василий Каширин мечется по камере. Его зубы будто дергают без наркоза. Василий болеет всем телом. И если раньше его утешала «своя дерзкая и бесстрашная воля», то теперь он хочет побыстрее умереть.
Автор концентрируется на матери. Он показывает, до чего живее и ярче ожидание казни переживает мать Василия, но не он сам.
🧒🏼 Муся рада умирать как мученица. Покушение ей кажется подвигом. Муся уверена, что отдаёт жизнь ради социальных изменений и блага общества. Она обливается героическими мечтами и самолюбованием и скоро попадает в реку бессмертия.
Мусю не пугает смерть, она к ней готова.
👱🏼 Вернер, интеллектуал и полиглот, относится к смерти философски. Ему представляется не смерть и не жизнь, а трудный математический спор, долгая шахматная партия.
👨🏼🦰🧔🏻 Ивана Янсона, убившего своего хозяина, и Мишу Цыганка казнят вместе с террористами. Первый теряет рассудок и лишь повторяет: «Меня не надо вещать». Второй то волком воет, то заигрывает с полицией, то молит о пощаде, то мечтает об эшафоте.
«Его (Миши Цыганка) человеческий мозг, поставленный на чудовищно острую грань между жизнью и смертью, распадался на части, как комок сухой и выветрившейся глины».
Л. Н. Андреев выводит архетипы перед казнью, то есть показывает, какими разными могут быть осознание и образ смерти; о насколько противоположных вещах думают и мечтают люди перед страшным ликом; что влияет на восприятие конца — общество, религия, образование или воспитание; и, наконец, каждый ли боится умереть.
#рецензия литераутра рассказ Андреев