Тут один чиновник из одной международной организации по контролю за ядерным оружием заявил, что «вероятность ядерных испытаний негосударственными игроками разумно низка».
Под «негосударственными игроками» он подразумевал террористов. При этом он скромно заявил, что оценка именно угроз (то бишь ядерных угроз от террористов) – это не его компетенция. А вот вероятность испытаний, мол, небольшая.
«Прекрасная» новость. Другими словами, вероятность этих испытаний все же есть. Но, как я понимаю, возможность испытания по сути равна возможности использования ядерной бомбы? Негосударственными-то «игроками». Ага.
Но я вообще не совсем об этом. Есть такое понятие – «антропологические ножницы». Я вот нашел интересную предысторию.
В 80-х годах американский специалист по развитию корпораций Томас Питерс назвал наибольшую опасность для этих самых корпораций. Он показал, что в ходе укрупнения и усложнения корпораций, их собственники достигают предела в своих управленческих компетенциях. То есть они не могут далее эффективно управлять сформировавшейся бизнес-махиной. Более того, они не могут и осознать недостаток своей компетенции. В результате они допускают стратегические ошибки, которые могут привести к краху корпорации.
В дальнейшем эта концепция специалистами «Римского клуба» была перенесена на государственный и на глобальный уровень. По сути было сказано, что в сильно усложнившемся мире, никто не может принимать адекватные управленческие решения, с учетом их долгосрочных последствий.
Вот это и стало называться «антропологическими ножницами» или «барьером Питерса». Сейчас это обычно применяется в контексте научно-технического прогресса и развития средств массового уничтожения. То есть технический прогресс есть, а развитие самого человека нет. Более того, когда нет развития человека, есть его деградация.
С увеличением высоты красной линии – растут шансы уничтожения человечества. (Про современные научные наработки, способные его уничтожить, полагаю, говорить не надо). Таким образом, есть два выхода:
- Закругляться с прогрессом. Что невозможно - махина движется и ее не остановить. Да и не выход это.
- Развивать человека.
Вот это – самое интересное. Что значит развивать человека? Очевидно, речь не идет о повышении управленческих навыков, хотя и о них тоже.
Если представить, за счет чего можно уничтожить человечество, то получается, что технические достижения могут попасть не в те руки, а именно:
- террористам («негосударственным игрокам»),
- вполне себе «государственным игрокам» со своими тараканами (Украина, Афганистан, «падающие» США?),
- дуракам, которые, делая селфи для инстаграмма, нечаянно уничтожат планету.
В любом случае все это описывается известным образом «обезьяны с гранатой».
Так что понимать под развитием человека? Видится, что это не просто получение навыков и, простите, получение компетенций (тьфу). И это не просто повышение культурного уровня, и даже не борьба за нравственность.
Это создание какого-то нового типа человека, который вмещает в себя все эти качества: профессионализм, ответственность, культуру, мораль, нравственность, духовность и все прочее. Человек, который может и управлять, и создавать, и прогнозировать, и при этом будет наполнен идеалами, не подразумевающими уничтожение всех вокруг.
Проблема в том, что современные мировые элиты занимаются ровно обратным. Создается тип какого-то странного человека (слышал термин «постчеловек»):
- Не нормального профессионала, а обладающего какими-то компетенциями. По сути, умеющего закручивать шурупы, но не видящего всей конструкции.
- Не руководителя, ответственного, в первую очередь, за людей, а топ-менеджеров, измеряющих успешность прибылями, чего бы они не стоили (извините за каламбур).
- Ну и т.д.
Как в таких условиях избежать катастрофы?