Найти тему

История отечественного кинематографа.

Что вы о нем знаете?

История отечественного кино включает три этапа:

I. "Раннее русское кино" (1896-1919)

II. Советский кинематограф (1919-1985)

III. Новейший этап развития отечественного кино (1985-2000)

В раннем российском кино современное киноведение выделяет три основных периода.

Первый период (1896-1907) - кинематограф в России до начала собственного кинопроизводства. Российский кинорынок представлен фильмами исключительно зарубежного производства или лентами, снятыми в России представительствами иностранных кинофирм.

Второй период (1908-1914) - от рождения собственного кинопроизводства до начала первой мировой войны. В эти годы возникают первые отечественные кинофирмы.

Третий период (1914-1919) - начало первой мировой войны - национализация кинодела. Это годы бурного количественного и качественного роста отечественного кино. Русское кино занимает достойное место среди других кинематографически развитых стран, не обладая еще, правда, собственным производством киноаппаратуры и пленки.

В истории советского кино с некоторой долей условности можно выделить семь периодов:

Первый период (1919-1921) - становление советского кино в годы гражданской войны. Многие кинопредприниматели вместе со значительной частью видных режиссеров и актеров продолжают снимать фильмы в Крыму, а после занятия Крыма Красной Армией эмигрируют за границу. Большевистская партия и советское государство определяют в общих чертах цели и задачи советской кинематографии. Осуществляются первые шаги по пути развития советского государственного кинопроизводства, главным образом, в области кинохроники и агитфильмов. Создаются руководящие организации.

Второй период (1922-1929) - в этот период в условиях НЭПа расширяется кинопроизводство, растет киносеть. Возрождается производство фильмов популярных жанров. Осуществляя идеологический контроль в области кино, большевистская партия и советское государство предоставляют кинематографистам относительную свободу в выборе художественных средств, в области творческого эксперимента.

В 1925-1930 годах значительно расширяется производство фильмов, повышается их эстетическая ценность, происходит качественный скачок в становлении кино как искусства. Появляются такие классические произведения немого экрана, как «Броненосец "Потемкин"» , «Мать», «Земля», выдвинувшие в те годы советское кино в авангард мирового искусства.

Кадр из фильма «Броненосец "Потемкин"», реж. Эйзенштейн
Кадр из фильма «Броненосец "Потемкин"», реж. Эйзенштейн

Третий период (1930-1940) - этот период включает два этапа: рождение звукового кино (1930-1934) и развитие кинематографа во второй половине тридцатых годов (1935-1940).

Первый из них характеризуется активными поисками и обретениями в области творческого освоения звука. Завершается этот этап появлением фильма «Чапаев», отчетливо воплотившего стремление экрана к синтезу эстетического опыта монтажно-типажного кинематографа и возможностей звукового кино в создании сюжетных структур, основанных на драматических столкновениях характеров.

В киноискусстве второй половины тридцатых годов эта тенденция становится главенствующей. Вместе с тем именно в эти годы единым для всех деятелей искусства творческим методом объявляется социалистический реализм, нормы которого предписывают художникам строгое следование официальным идеологическим постулатам, ограничивают свободу творчества, поиски в области формы.

Кадр из фильма " Аэроград", реж. Довженко
Кадр из фильма " Аэроград", реж. Довженко

Четвертый период - годы Великой Отечественной войны (1941-1945), когда идеология и искусство были подчинены задачам военного времени, мобилизации духовных сил народа на разгром оккупантов. Такие фильмы военных лет, как «Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», некоторые документальные фильмы получили международное признание, оказав, в частности, влияние на формирование итальянского неореализма .

Кадр из фильма "Она защищает Родину", реж. Эрмлер
Кадр из фильма "Она защищает Родину", реж. Эрмлер

Пятый период - годы послевоенного восстановления (1946-1952) - один из самых трудных в истории многонационального кинематографа.

В эти годы развитие киноискусства было осложнено как экономическими трудностями, так и новым ужесточением тоталитарного режима, усилением культа личности Сталина, волюнтаризмом партийно-государственного руководства кинематографом, жесткой регламентацией кинопроизводства в свете Постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам идеологии (1946-1948 гг.). В эти годы принимается решение о предельном сокращении кинопроизводства, вводится жесточайшее тематическое планирование, утверждаются бесконфликтность, схематизм, парадность в творчестве и догматизм в теории и критике. Кинематограф находится в состоянии глубочайшего кризиса.

Кадр из фильма "Пятнадцатилетний капитан", реж. Журавлев
Кадр из фильма "Пятнадцатилетний капитан", реж. Журавлев

Шестой период - развитие кино в пятидесятые-шестидесятые годы (1952-1970). В этот период после смерти Сталина и особенно после XX съезда КПСС наступает пора «оттепели» Партийно-государственное руководство духовной сферой становится в известной, весьма относительной, степени более мягким, либеральным.

Повышается творческая активность художественной интеллигенции. В кинематографе завершается период «малокартинья», динамично расширяется кинопроизводство, к самостоятельному творчеству приходят новые поколения кинематографистов, обретают творческую зрелость все республиканские кинематографии. Обновляется и обогащается гуманистический потенциал экрана, его образный язык и жанрово-стилевая палитра.

Кадр из фильма Гость с Кубани (1955), реж. Фролов
Кадр из фильма Гость с Кубани (1955), реж. Фролов

Седьмой период - это киноискусство семидесятых - первой половины восьмидесятых годов (1970-1985), когда в жизни страны все явственнее проступают кризисные, застойные явления. Многие талантливые мастера кино разных поколений продолжают развивать лучшие традиции предыдущего периода, сталкиваясь при этом со стремлением властей превратить кинематограф в рупор официальных идеологических установок.

Кадр из фильма "Любовь и голуби", реж. Меньшов
Кадр из фильма "Любовь и голуби", реж. Меньшов

Новейший этап развития отечественного кино (1985-2000)

Перемены начинаются с вступлением страны в полосу перестройки, начатой М.С.Горбачевым в апреле 1985 года. На состоявшемся в мае 1986 года V съезде Союза кинематографистов СССР, ставшем началом нового периода, резкой критике подверглись бюрократическая централизация кинопроизводства, идеологический контроль за процессом творчества и другие пороки системы государственной кинематографии. Этому периоду свойственны черты переходности, неустойчивости. В 1991 году прекратил свое существование СССР и, соответственно, советское многонациональное кино.

Кадр из фильма "Асса", реж. Соловьев
Кадр из фильма "Асса", реж. Соловьев