Найти тему
Чтец смыслов

Радетели блага, счастья народа должны прежде всего удовлетворить его духовные запросы

Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский

Проповедь в день памяти святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа

«Наша Русь святая, наш русский народ из среды своей воздвиг великих святителей, как светочей сво­их, — Петра, Алексия, Иону и Филиппа… <…>

Да, эти святители явились в нашем отечестве как ярко горящие светильники в те темные времена татарщины, во времена государственных и обществен­ных смут и кровопролитий, когда нашему юному го­сударству угрожало полное разрушение. На темном фоне жизни русского народа, в море греха, зла и на­родных бедствий святители были как ярко светящие, спасительные маяки, как блестящие звезды на рус­ском небе <…>.

Наше Русское государство строилось, созидалось и стало могучим только под действием живительных лучей света Христова.

Во времена тяжелого татарского ига, во времена страшных смут и кровопролитий чем спасли воспо­минаемые ныне святители русские свое отечество от полного разрушения? Разве не светом веры Христо­вой, разве не горячей любовью к ближнему и отече­ству, не самоотвержением своим до готовности душу положить за ближнего, за царя, за веру православную?

Вспомним, как святитель Алексий, одушевляемый светом веры Христовой и пламенеющий любовью к своему народу, к своей родине, и устно и посланиями умолял всех, начиная с князей и кончая холопом, жить в мире и любви, исполнять заповеди Христа, оставив вражду, и объединиться во имя Христово. Святостью жизни своей, благодатной силой Божией он подчиня­ет во вражеской орде своему обаянию и святости даже темных и фанатичных татар и тем спасает от падения наше отечество.

Святитель Иона необыкновенной силой нрав­ственного авторитета, светом любви Христовой пре­секает в корне смуты и кровопролития. Он же тысячи неверующих язычников приводит ко Христу.

Вы видите, братья, что ублажаемые ныне святите­ли были сыны своей родины, радели о славе нашего отечества, о внешней и внутренней крепости его, но всё это поставляли в зависимость от христианских начал жизни — в основу процветания и могущества го­сударства полагали свет Христов, евангельские начала жизни.

Все строители государства, все, любящие свое оте­чество, должны помнить, что государство должно во­площать на земле Царство Божие, что во свете Христо­вом только можно узреть, понять смысл и цель жизни, разум жизни как целых народов мира, так и каждого члена в народной семье.

Русь Святая. Так любил называть себя всегда наш народ. Что же это значит? Это говорит нам о том, что русский народ с самой колыбели жизни своей ставил первым идеалом не богатство, не сытость, не внеш­нюю образованность, не блестящую культурность, а достижение святости и воплощение ее в жизни. Он всегда почитал и благоговел и до сего времени чтит тех, кто живет свято, по-Божьи. Он ищет праведников на земле, идет за тысячи верст с котомкой за плечами, чтобы поклониться праведнику, чтобы увидеть Небо на земле. По этому идеалу строилась личная, семей­ная, общественная и государственная жизнь. С точки зрения этого идеала святости ценились и просвеще­ние, и грамотность, и образование. Ведь и центрами, очагами просвещения были святые обители и храмы Божии!

В народе воспитывалась вера в Бога не только ми­лующего, но и Судию и Мздовоздаятеля, воспитывал­ся страх Божий, благочестие, добродетели смирения, послушания, преданности воле Божией, терпения и надежды на лучшую жизнь в Царствии Небесном, любовь ко всему родному, исконному, русскому <…>.

И ныне радетели блага, счастья народа, ревнители просвещения народа, все, кто устно и печатно трубят о всеобщем обучении, всеобщей грамотности среди народных масс, должны прежде всего удовлетворить духовные запросы нашего народа, которыми он от ко­лыбели жизни был проникнут. Материальные блага, сытость не составляют всего содержания жизни на­шего народа. Он стремится в горний мир, но и здесь, на земле хочет жить по-Божьи.

Стремление ко Христу, вера в Него, упование на Него — вот конечный идеал народа. Мы, русские люди, можно сказать, Им живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28)».

Из книги "Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский. Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверы... Житие и мученический подвиг за веру епископа Мефодия (Красноперова)". М. 2020.