Сегодня со мной и моей семьей произошла необычная история.
Мальчишки катались в парке на самокатах и, надо сказать, особое удовольствие им доставляло съезжать в местах, где дорожка шла вниз.
Мишка, который освоил этот вид транспорта еще в два года, феерично поднимал свободную ногу вверх настолько высоко, насколько мог. Тормозил он тоже довольно отчаянно: скреб носком ботинка по асфальту и в конце тормозного пути приземлялся аккурат на колено.
Мы с мужем, не первый день (читай: год), наблюдая за этим акробатическим номером, спокойно передвигались позади детей, которые то и дело разворачивались, подъезжали к нам и снова двигались по спуску. Но в один момент произошло то, что я никак не ожидала.
Миша с Костей были уже почти у подножия, как Мишу резко схватил какой-то мужчина, снял с самоката, поставил на землю, и пошел дальше. Миха отвернулся и сильно заплакал.
Внутри меня полыхнул огонь. Я подбежала к Мишке и взяла его на руки. Мужчину я все же попросила объясниться, на что он грубо ответил, что сделал это потому иначе ребенок бы упал и покалечился. В сердцах, мне хотелось выкрикнуть ему, что это он уже где-то покалечился, но вместо этого я сказала, что не разрешаю трогать своих детей посторонним людям.
Проходившая мимо женщина тоже решила поучаствовать в нашем увлекательном (видимо) диалоге и сообщила мне, что никто не спасет моего ребенка. На что у меня в голове возник вопрос: а вообще люди дифференцируют опасную ситуацию от неопасной? Кроме того, я стала думать, а как в подобной ситуации поступила бы я? Где граница между спасением и вторжением?
Ну представим, что я бы отреагировала на свои импульсы, неверно оценив ситуацию и встретилась бы с недовольством стороны, которую решила бы «спасти». Как быть? Дать себе зарок, что ни за что и никогда никому не помогать, если не просят? Для меня это не вариант, потому что я знаю, что иногда люди не могут просить (бывает такое, да). Я бы рискнула вторгнуться. И только встретившись со злостью человека, я бы поняла, что ошиблась. Я ошиблась, не он. Я решила, что он не контролирует ситуацию и из своих благих идей, решила оказать посильную, так сказать помощь. И я бы извинилась. Думаю, что это нормально, извиниться за то, что посчитал другого недостаточно компетентным.
Что касается подобных историй с чужими детьми, то тут у меня есть пара подсказок для особо сердечных людей. Думаю, что они помогут реже встречаться с родительским гневом.
Первое: если вы видите, что ребенок (по вашему мнению) в опасности, посмотрите на маму. Если она контролирует ситуацию и спокойна, значит это не такая уж опасность, как вам думается.
Второе: если все же мама сама с испуганными глазами бежит за ребенком, убедитесь, что она не успеет добежать, прежде чем действовать. На крайний случай будьте рядом, но не торопитесь.
Третье: если мама ребенка ищет глазами людей, кто может помочь или открыто просит о помощи (кричит: «помогите» или «держите его»), действуйте незамедлительно. Значит ребенку действительно что-то угрожает.
Четвертое: если родителей нет по близости, и вы считаете, что ребенок в опасности, помогите, но обязательно объясните свои действия ребенку, уточните не ошиблись ли вы и принесите извинения, если своими действиями испугали его или просто нарушили планы.
Почему я пишу об этом?
Дело в том, что я встречаюсь с двумя крайностями, которые так и хочется оформить во что-то единое. Найти решение, которое бы лучше работало в подобных ситуациях.
Одна из крайностей – это идея о границах и том, что помогать нужно тогда, когда об этом просят. Если не просят, не нужно играть в спасателя из треугольника Карпмана. Но как в любую идею, в нее не может полностью уложиться реальность. Существуют ситуации, когда причинение добра помогает или спасает.
Вторая крайность – это неосознанность наших тревог и страхов, наши проекции на ситуации, которые к реальности отношения не имеют. Как с Мишей.
Мужчина из парка не учел его квалификацию в этом виде спорта и действовал исключительно под влиянием своей проекции. Это, честно, мешает. Хотя, если бы сыну действительно что-то угрожало (например, он бы несся на проезжую часть), я бы благодарила этого мужчину за спасение.
А у вас были ситуации, когда рядом человек «действовал во благо» не оценив реальное положение вещей? Как вы справлялись в таких случаях? Или может быть вы сами побывали в роли спасателя, получая вместо благодарности упреки? Делали для себя какие-то выводы? Как решали действовать в следующий раз?
#дети
#психология
#воспитание ребенка