Найти в Дзене

Аутизм. Как кого называть? Нужен ли "особым" детям общеобразвивающий детский сад?

Оглавление

Здравствуйте, друзья. У нас в семье растет дочка с диагнозом Аутизм. Сейчас ей восемь лет и она уже первоклассница. Но еще в прошлом году вопрос детского сада для нас стоял очень остро. Кроме того, прошлые две статьи заставили меня немного пересмотреть свою точку зрения, и я хочу вместе с вами поговорить об этом, обсудить этот вопросы. Пишите в комментариях свою точку зрения, проблемы, с которыми вы столкнулись.

Прежде всего, я предвижу нашествие прекраснодушевных нормотипичных людей, которые прибегут в комментарии с криками: они не особые, а больные!!!! Друзья мои, я за толерантность, но оскорблений терпеть не буду. Слово "больной" несет в себе негативную окраску, поэтому постарайтесь сдержать порывы гнева. Я уверена, что те, кто ментально здоров, сможет сдержаться от того, чтобы не обидеть других людей, даже если очень хочется. В конце концов, на Дзене много каналов, где разделят вашу точку зрения. Также говоря: нормо или нейро типичный, я не хочу обидеть ни одного здорового ребенка. Есть, в конце концов, банальная вежливость, я уверена, здоровые ментально, нейротипичные люди в силах вежливо высказывать свою точку зрения!

Лично я считаю, что такое название - особый" подходит для таких детей или взрослых, потому, что вполне вежливо будет сказать, что "это ребенок (человек) с особыми потребностями".

В конце концов, как бы там ни было, ни один человек еще пока не выбирал родиться больным. Виноват может быть кто угодно: родители, врачи, несчастный случай, трагическая случайность, генетика, кто или что угодно, но никак не нерожденный ребенок. И да, я также считаю, что особый не равно особенный. Я бы назвала особенным человека, обладающего каким-то талантом, умеющего что-то делать лучше, красивее, быстрее и ловчее, чем другие. Это мое мнение, и я не собираюсь бегать по дзену, и указывать, как кого кому называть, но у себя на канале я буду называть детей именно так.

Давайте перейдем непосредственно к теме статьи. Ранее я написала, что моя дочка сейчас испытывает трудности в коррекционной школе, связанные с режимными моментами, потому, что она почти не ходила в детский сад. Иначе она, возможно, привыкла бы ко всем поджидающим ее в школе проблемам, и ей сейчас было бы легче и проще, можно было бы полностью сконцентрироваться на учебе. Я также выразила сожаление, что дочка не ходила в сад, и посоветовала отдавать детей в коррекционные сады или, за неимением их, в обычные.

Однако мне возразили некоторые мамы особых детей. И я подумала, что действительно была не права, или не совсем права.

Действительно, если есть возможность водить ребенка в коррекционный сад, то и обсуждать нечего. Но иногда такой возможности нет, таких садов или хотя бы групп дико не хватает.

Итак, какие проблемы могут поджидать ребенка с особыми потребностями в обычном детском саду. Их можно разделить на три части.

Проблемы со стороны самого ребенка: конечно, никому не захочется находиться в группе с агрессивным ребенком. Мне, как матери особой дочки, тоже не захотелось бы, как ни странно. Ребенок может быть агрессивен по отношению к себе или другим, тогда нужно заниматься этой проблемой.

С другой стороны, я, общаясь с особыми мамами, водя дочку в коррекционную группу (недолго мы туда ходили), коррекционную школу, никогда не встречалась с такими агрессивными детьми, поэтому опасения со стороны родителей нейротипичных детей очень часто преувеличены. "Он возьмет стул и бросит в моего, и так далее" - я лично не встречала таких детей, их очень мало. В основном дети с РАС, наоборот, будут сторониться вашего ребенка. Скорее обычный ребенок обидит особого, чем наоборот, потому, что особый чаще всего не сможет даже ответить, а уж чтобы так целенаправленно сконцентрироваться, ударить стулом или кулаком, или еще как-то - это в основном нашим детям в принципе сложно сделать.

Чаще всего проблемой со стороны самого особого ребенка будет невозможность жить жизнью группы, неспособность играть в совместные игры, полевое поведение - когда ребенок ходит среди горы игрушек и не знает, чем себя занять, непонимание или не полное понимание речи воспитателя, непонимание социальных моментов - когда все кушают, ребенок играет, когда играют - рвется гулять на улицу, и так далее.

Кроме того, особые дети зачастую имеют сенсорные проблемы. Самому ребенку может быть до болезненности тяжело находиться в группе детей численностью 25-30 человек, его могут ранить свет, звуки, цвета. Он может испытывать чуть ли не физическую боль от, например, музыкальных занятий, от постоянного гула в группе, от не той, по его мнению, консистенции каши, или еще чего-то подобного. Кроме того, ему могут быть полезны сенсорные ощущения, которых обычный сад не в состоянии предоставить, например, полежать какое-то время под утяжеленным одеялом, посидеть в тихой комнате, поваляться в бассейне с шариками, заново ощутить себя в пространстве, перезагрузиться, так сказать.

Сенсорная разгрузка
Сенсорная разгрузка

Кроме того, иногда ребенок имеет совсем незначительные нарушения, и в коррекционной группе ему делать нечего, а в обычной тяжело по каким либо причинам. Логопедическая группа тоже не всегда подходит - такие дети не всегда имеют проблемы с речью. Часто можно встретить выражение "несадиковский ребенок". Дети вроде бы совершенно нормально развиваются, никто и не может заподозрить в них какие-либо нарушения, однако ребенок физически не может посещать сад, так и не привыкает к нему, к режиму, к детям, все время плачет, нервничает, его может даже тошнить в саду или могут проявиться какие-то подобные проблемы, и продолжать водить его в сад значит просто издеваться над ним. К школе такие детки обычно подрастают, крепнет их иммунная система, а значит, и сенсорно они крепнут, сенсорные проблемы перестают причинять им боль и дети выправляются.

Проблемы со стороны воспитателей: воспитатели, зачастую, не имеют специального образования и не сталкивались с такими проблемами никогда. Даже если они искренне желают вам помочь в воспитании вашего ребенка, сделать его пребывание в садике полезным и безопасным - зачастую им не хватает опыта и знаний. Кроме того, при этом у них полная группа остальных детей, за которых они несут ответственность, и они не могут разорваться физически. Кроме того, в садах тоже есть своя программа обучения и развития детей, воспитатели обязаны соблюдать ее, и опять же, зачастую у них просто нет возможности заниматься с особым ребенком так, как это необходимо. Нет материалов, специальной литературы, и, банально, времени.

Проблемы со стороны оснащения сада: нет комнат сенсорной разгрузки, где можно отдохнуть, перезагрузиться, так сказать,

нет выбора в меню - сады посещают не только дети с РАС с сенсорными проблемами с выбором еды, кстати, но и дети с проблемами обмена веществ, органов пищеварения, которым необходима определенная диета по медицинским показаниям!!!!!! Насколько я знаю, нет ни одного сада, который бы принимал только детей с сахарным диабетом, с фенилкетонурией, различными серьезными пищевыми аллергиями и подобными болезнями. Родителям таких детей точно также приходилось сидеть с ними дома!!!

Когда мы пытались начать ходить в садик, не разрешалось даже воду свою приносить, не говоря уж о еде. Насколько я знаю, сейчас ситуация изменилась, и по справке от врача родители могут давать еду с собой или требовать, чтобы их ребенку готовили отдельно, так что, может быть, в этом плане и есть сдвиги в лучшую сторону.

Конечно, в садах должны быть тьютеры, по одному на каждого проблемного ребенка - как раз для таких вот неагрессивных детей или детей с незначительными проблемами, которые будут помогать ребенку преодолевать трудности, находиться и жить жизнью группы, но в своем режиме, с чем, например, столкнулась моя дочка. Никто не был против ее нахождения в садике, но так как она не могла следовать режимным моментам, просто не хватало воспитателей, чтобы всегда кто-то с ней находился, оставить ее одну они не имели права и не могли разорваться тоже. Я забрала дочку из садика в три с чем-то года окончательно, потому, что мы перешли на БГБК диету, но и каждый день бежать в сад, потому, что вся группа вышла на прогулку, а мой ребенок нет, я тоже не могла.

Какие выводы я могла бы сделать из этой статьи: Водить или не водить особого ребенка в обычный сад

Если нет серьезных материальных проблем, и вы имеете выбор водить или нет ребенка в сад в принципе, (вы не мать одиночка, нет серьезных кредитов или ипотеки, есть с кем оставить, есть коррекционный сад и т.д, то )

1. Ориентируйтесь прежде всего на своего ребенка.

2. Поговорите с садом, с воспитателями, может быть, они готовы вам помочь, но не имеют возможности, может быть, вам придется купить что то для своего ребенка в сад: свою посуду, одеяло, бассейн с шариками - если это в ваших силах, то почему бы этого не сделать.

3. Попробуйте посетить ПМПК и выбить тьютора - даже если с тьюторами и есть проблемы, если ПМПК вам его не назначило, никто и не будет пытаться ее решить.

4. Постарайтесь донести до родителей обычных детей мысль, что в открытии коррекционной группы заинтересованы ВСЕ! А решить эту проблему только силами особых родителей не всегда представляется возможным.

Родители обычных детей должны не фыркать на особых: они в большинстве случаев точно также не виноваты в рождении особого ребенка, как и вы, и им некуда деваться, а помочь им с открытием коррекционных групп!!! Точно также собирать подписи, заявления, писать письма в администрацию, управление образованием вашего города, министерство образования, требовать предоставления специальных условий для особых детей. Если в администрацию города обратится десять человек, это одно, а если тысяча, или больше, это совсем другое.

Спасибо, что дочитали до конца!)

Читайте, ставьте лайки, комментируйте))) Нажимайте на рекламу внизу, если не сложно)))

Подписывайтесь на наш канал!!!!))))