Одним из самых любопытных фантастических фильмов, ставших доступными для просмотра российскому зрителю этим летом, оказалась французско-американская кинолента «Кислород», рассказывающая о девушке, которая пришла в себя в маленькой криогенной камере и теперь пытается понять, как из нее выбраться. Режиссером проекта выступил Александр Ажа, известный такими кинокартинами, как «Зеркала», «У холмов есть глаза» и «Рога». Давайте попробуем понять, чем этот фильм так интересен и почему его стоит посмотреть.
О чем фильм?
Главная героиня просыпается в маленькой высокотехнологичной капсуле. Разорвав материал, окутывающий ее тело, девушка понимает, что, во-первых, ничего не помнит, даже своё имя, во-вторых, не может отсюда выбраться, а в-третьих, ее собеседником оказывается искусственный интеллект, который, готов предоставлять пленнице информацию, но не всю — на самые важные вопросы компьютер не отвечает, ссылаясь на недостаточный уровень доступа.
Какие особенности у этого фильма?
Стоит признать, что «Кислород» почти полностью состоит из различных заимствований. Чуть ли не всё, что в нем происходит, мы с вами уже видели в других фильмах. Уверен, что многим из вас после прочтения аннотации показалось, что сюжет этой киноленты очень сильно смахивает на триллер «Погребенный заживо» с Райаном Рейнольдсом. Так вот, вам не показалось — первые сорок минут «Кислорода» довольно грубо копируют картину 2010 года вплоть до деталей. Например, в обоих работах центральный персонаж имеет возможность звонить разным людям и пытаться добиться от них помощи. Дальше «Погребенный заживо» посылается отдыхать, а вместо него на помощь сценарию призываются другие известные киноленты, о которых мы пока не будем вспоминать, чтобы не раскрывать сюжет, но вспомним немножечко позже (не волнуйтесь, я обязательно предупрежу вас о спойлерах).
При этом «Кислород» особо не скрывает, что похож на другие проекты, однако — и это удивительно — он не становится от этого хоть сколько-нибудь ущербным. Во время его просмотра я действительно ловил себя на мысли, о том, что всё это уже видел, но сей факт никак не мешал смотреть фильм и переживать за его главную героиню.
В значительной степени этому способствовал «рваный» и из-за этого необычный темп повествования, присущий кинолентам Александра Ажи еще со времен «Рогов» с Дэниэлом Рэдклиффом. Постановщика можно упрекнуть во многих вещах, однако у него есть одно любопытное умение, которое меня в его творчестве всегда восхищало — он подает историю так, что зритель далеко не всегда может предугадать, когда в ней будут моменты наивысшего напряжения, сколько их будет и в какой момент они сменятся затишьем. Порядок «пролог-экспозиция-завязка-развитие действий-кульминация-развязка-эпилог» очень часто посылается Александром куда подальше, в результате чего его кинопроизведения воспринимаются зрителем не так, как фильмы других режиссеров. Кому-то такое нравится, кому-то из-за непривычки — нет. Лично мне нравится.
Начинаясь как клаустрафобный триллер о персонаже в «гробу», фильм быстро повышает ставки и превращает свою историю из суперлокальной в суперглобальную, что выглядит не очень оригинально, но довольно эффектно, а значит, это оправдано.
3 твиста — все предугадываются
А эту часть статьи я не советую читать тем, кто собирается смотреть «Кислород» и не хочет заранее знать его тайны. Далее будут спойлеры, предназначенные для тех, кто ленту смотреть не будет, но концовку ее узнать хочет.
В фильме есть три главных твиста, каждый из которых предугадывается без особого труда. Когда ты видишь девушку в высокотехнологичной криокамере со всеми удобствами, то сразу же начинаешь думать о том, что ее туда поместили не просто так. Скорее всего главную героиню попытались от чего-то защитить. Тут я сразу же предположил такие варианты — космос или постапокалипсис/апокалипсис. Два этих обстоятельства казались мне взаимоисключающими, однако и первый, и второй в фильме всё же очутились, причем не сильно мешая друг другу, что на самом деле выглядело как некая издевка над зрителем — типа «Ты предположил несколько вариантов? Тогда мы их всех сюда и засунем, ха-ха-ха». А смысл истории в том, что из-за погибающего от эпидемии мира (куда ж без самой модной темы в последнюю пару лет) земляне отправили десять тысяч колонистов заселять другую планету.
Третий твист касался чудаковатого имени главной героини, которую искусственный интеллект называл Омикрон 267 — это сразу же напомнило мне Линкольна Шесть-Эхо и Джордан-Два-Дельта из фильма «Остров». Если вы вдруг забыли, то в киноленте Майкла Бэя главные герои оказались клонами, которых выращивали на органы. И — о, чудо — девушка из «Кислорода» — тоже клон. Вот вам и все секреты новой кинокартины, которая оказывается «Погребенным заживо», перемешанным с «Пассажирами», «Интерстелларом», «Пандорумом» и «Островом». Даже концовка с расхаживанием персонажей в белых одеждах по чужой планете отсылает к какому-то фильму (лень вспоминать, к какому именно, извините).
Что в итоге?
Фильм получился предсказуемым с точки зрения сюжета, не слишком предсказуемым в том, что касается порядка и наличия происходящих в нем событий, и при всём при этом напряженным и довольно интересным. На самом деле это одна из лучших научно-фантастических кинолент, снятых за последний год. Лично у меня после ее просмотра в голове первым появилось слово «неплохо». Думаю, его мы как вердикт и оставим.
У меня всё. Не забывайте, что ваши лайки, репосты и подписки напрямую влияют на развитие канала, так что большое и искреннее вам за них спасибо!
Подписывайтесь на мое сообщество на ВКонтакте.
С вами был ваш киноприятель Упитко. Пока!