Почему дети начинают проявлять агрессию в отношении одного из членов коллектива? Расскажу сегодня пару историй из собственного жизненного опыта. Первая история из моего детства - история глазами ребенка, а во второй истории я участвовала как педагог.
История 1. В начале нужна предыстория. Мои родители развелись, когда мне было 11 лет. После развода последовал размен двухкомнатной квартиры. Мама вышла замуж через месяц после развода, папа ушел к другой женщине на следующий день, ну а мне купили собаку. Около года длился размен квартиры. После размена квартиры я оказалась совсем в другом районе города. Целый год я ездила в свою старую школу на общественном транспорте. Мне уже было 13 лет.
За год я познакомилась с ребятами в новом дворе. Так получилось, что все они были меня старше (15-16 лет) и учились в ближайшей школе. Подружились мы благодаря общим интересам - у всех у нас были собаки.
И вот, наконец, в 13 лет я решила, что надо перейти в школу рядом с домом. Я должна была пойти в 7 класс. Именно в этот год была реформа образования и все мы перепрыгнули через один год, так я оказалась в 8 "А" классе новой школы. Училась я всегда хорошо, в новой школе класс был слабее и я без проблем училась на 4 и 5. На переменах общалась со своими друзьями-старшеклассниками.
Через некоторое время я заметила, что в моем 8"А" классе учится девочка Эля. По непонятным мне причинам Элю все обижали - и мальчики, и девочки. Я раньше такого никогда в жизни не встречала. В предыдущей школе у нас такого не было, мы, наоборот, были очень дружны внутри класса и защищали друг друга. Подружится в классе я еще ни с кем не успела и сидела одна на задней парте. А на другой задней парте сидела одна Эля.
Класс травил Элю. Что они делали - могли раскидать вещи, плюнуть на стул, постоянно обзывались, могли толкнуть, пнуть. Конечно, в этой травле принимали участие не все. Остальные просто смеялись. Но никто не защищал.
Мне было непонятно - за что? Вроде обычная девчонка, симпатичная, стройная, учится как все. Когда в очередной раз один из одноклассников начал вытряхивать все вещи из рюкзака Эли на пол, я его остановила и спросила "Зачем он это делает?" Внятного ответа я не получила.
С этого дня я стала сидеть за одной партой с Элей. На переменах брала ее с собой. На контрольных решала оба варианта, давала списывать домашнее задание.
Однажды, одноклассник-задира попытался раскидать и мои вещи, плюнул мне на стул. Я устроила драку прямо в классе. Девочкой я была крепкой и сильной. После школы пожаловалась своим друзьям-старшеклассникам, которые поговорили с этим задирой. А вечером я нашла во дворах этого одноклассника и показала ему свою собаку.
Больше меня в классе никто не трогал. Больше никто не обижал и Элю. Подругами мы с ней не стали. Но травля постепенно сошла на нет.
Однажды Эля спросила меня "Тебе это зачем? Разве ты не боишься?"
Я ответила " Видно не боюсь. А чего боятся? У меня есть друзья вне класса. Боли я не боюсь. Унижать себя не дам. Так чего мне боятся?"
Постепенно, я подружилась со всеми одноклассниками. Как мне это удалось? Просто я хорошо училась. Раньше же не было интернета и списать на контрольной можно было только у одноклассников. Я всем давала списывать домашние работы и помогала на контрольных. Мне было не жалко, не было амбиций, мне было не до этого.
Я даже вышла замуж за одного из одноклассников. Да-да, мой муж - мой одноклассник из того самого 8"А" класса.
После 9 класса Эля ушла из школы и больше я ее не встречала. Естественно, что на встречи одноклассников она не ходила, а соцсетей раньше не было.
История 2. После школы я закончила пединститут и пришла работать в эту же самую школу учителем математики. Мне дали 5 класс. И в этом классе учился мальчик Рома. Рому одноклассники не любили. Никто с Ромой не общался, все его дразнили и обзывали. Но теперь уже мне, как взрослому человеку, были понятны причины этой травли. Роман всегда ходил неопрятный, в грязной одежде, рваных кроссовках. Запах от Романа был неприятный. Тетради были без обложек и грязные.
Я как молодой педагог взялась за дело. Решила разобраться. Вызвала родителей. Но родители Романа в школу не приходили. Оказалось, что Роман живет только с мамой. Есть еще бабушка, которая живет отдельно и приезжает в гости редко. А больше никаких родственников у Романа не было.
Тогда я пошла к Роману в гости. Спросила во сколько часов будет дома мама и пришла вечером к ним домой. Мамы дома не было. Роман пустил меня.
Такой грязной квартиры я никогда не видела. Грязный пол, который не мыли несколько лет. В туалете страшный запах. На кухне горы грязной посуды. У меня был шок.
Роман предложил чай. Я отказалась. Мы посидели полчаса, поболтали. Со слов Романа - мама работала каждый день, приходила поздно, приносила продукты, а утром уходила снова на работу. Иногда приезжала бабушка и прибиралась. Роман ходил в лыжную секцию, где имел определенные успехи. Роман очень любил смотреть спортивные трансляции по телевидению. Знал всех знаменитых спортсменов по лыжным гонкам и биатлону.
Ну что ж. Информация была получена. Помню, что тогда я не спала всю ночь и думала, как помочь мальчику. Конечно, в классе я запретила обижать Романа, но ведь я не могла все время сопровождать его. Одноклассники всегда могли найти момент, чтобы обидеть его.
Прежде всего, через пару дней я пришла в гости к Роману уже без предупреждения. Мама была дома. У нас состоялся долгий разговор с мамой Романа. Скорее всего, в силу своей молодости я была эмоциональна и резка.
Каждую неделю я навещала Романа. Мамы часто не было дома, пришлось научить Романа стирать и гладить свою одежду.
Кроссовки мама так и не купила Роману. С зарплаты я пошла с Романом в магазин и купила ему новые кроссовки. После этого в школу пришла бабушка, отдала мне деньги за кроссовки и пообещала, что будет следить за внешним видом внука.
С того момента, ситуация изменилась. У Романа стала появляться новая одежда, мальчик всегда был подстрижен и и с чистыми волосами. Бабушка приходила на все собрания.
Зимой у Романа были соревнования по лыжным гонкам и мы всем классом пришли за него болеть. Я продумала школьное мероприятие с выездом на природу, с родителями и шашлыками, недалеко от того места, где проходили соревнования. У меня все получилось.
Последней точкой было выступление Романа на классном часе про Зимнюю олимпиаду. Как раз в тот учебный год проходила Зимняя олимпиада. Роман рассказал нам про известных спортсменов России по лыжным гонкам и биатлону, их биографию.
Так сложилось, что через 3 года я перешла работать в другую школу.
В 24 года я стала завучем и мне пришлось оставить своих любимых учеников. Но в соцсетях мы не потерялись. Сейчас Роману уже 35 лет и у него все хорошо.
Вывод у меня один. Если учителя и дети не будут равнодушными, то буллинга не будет. Дети могут быть свидетелями агрессии, что само по себе неправильно. А вот равнодушие учителей - это преступление.