Со второй половины 1940-х до начала 1950-х, известном как "период малокартинья", львиную часть западных фильмов (включая голливудские), попадавших на отечественный киноэкран, составляли так называемые "трофейные" ленты, созданные до 1941 года. Но что удивительно, в свою очередь, американские зрители, несмотря на начало холодной войны, не были совсем уж лишены новинок советского кинематографа. И тому свидетельством нижепредставленная рецензия. Премьера обожаемой мной комедии Григория Александрова "Весна" в СССР состоялась в середине 1947 года, а уже следующей весной та добралась и до США: 15 марта 1948 года в газете "Нью-Йорк Таймс" был опубликован отзыв журналиста под псевдонимом A. W.:
Soviet Film Feature at the Stanley
Нет ничего удивительного в том, что Советы, в военные годы по понятным причинам поставлявшие в основном угрюмые фильмы, с приходом какого-никакого, но мира, должны были наконец-то предложить музыкальную кинокомедию - такую же жизнерадостную, как и наступающее время года.
Вот и «Весна», чей показ начался в кинотеатре "Стэнли" в субботу, так же беззаботна, нелогична и великолепна, как и множество ярких мюзиклов, выпускаемых голливудскими кинофабриками. И эта сказка на основе путаницы из-за внешнего сходства не относится слишком серьёзно ни к себе, ни к своим персонажам, и, за исключением одной случайной шутки об атомных бомбах, она так же свободна от политической полемики, как букварь первоклассника. Кроме того, не будет большим сюрпризом и то, что «Весна» несёт в себе характерные признаки мастерской работы, поскольку создана она режиссёром Григорием Александровым и авторской командой Дунаевского и Лебедева-Кумача, ответственных за «Волгу, Волгу» и другие первоклассные русские мюзиклы.
И пускай, как уже отмечалось ранее, сюжет (построенный на том, что актрисе предстоит сыграть знаменитую женщину-физика в биографическом фильме о ней) мало правдоподобен, но он завораживает! Ведь камере предоставлена возможность заглянуть за кулисы московской киностудии, где декорации и оборудование столь же обширны и разнообразны, как и в Калифорнии; в лаборатории, битком набитые стеклянной посудой и псевдонаучными безделушками; в театры и балеты, на широкие московские проспекты и в роскошные апартаменты. Также это позволяет вставить несколько ритмичных мелодий и энергичных танцев - и притом ненавязчиво!
Пусть эта комедия не особо высокого уровня, но, похоже, что и на разгром она не претендует; и с ней вполне справились и Николай Коновалов в роли ассистента режиссера, и Ростислав Плятт в качестве лаборанта.
Любовь Орлова, сыгравшая двойную роль актрисы и учёного, а ранее уже работавшая с Александровым, представляет из себя крепкую блондинку, которой удается придать должное воодушевление обеим своим персонажам.
Николай Черкасов, запомнившийся здесь своими образами в «Александре Невском» и в «Иване Грозном», сдержан и убедителен в роли режиссёра, который влюбляется в учёную и настаивает на том, что его «волшебные киносказки учат людей жить более богатой и полной жизнью».
Английские субтитры делают происходящее понятным, но некоторые сокращения всё же не помешали бы. «Жизнь», представленная в «Весне» чуточку чересчур уж богата и полна, но приключение это было приятным.
(с) A. W.
(с) Перевод с английского специально для kin0guru — Albert Magnus
#западные рецензии на советское кино