Найти тему
VIKENT.RU

#Конструктивнаякритика

«Преимущество послереволюционных лет: в государстве не было ни одного человека, который бы постоянно изрекал абсолютные истины.

Ленин потому и не настаивал на многом, о чём высказывался, что не считал себя специалистом по всем вопросам.

Он не раз отказывался давать заключения по вопросам культуры, отсылая к Луначарскому: спросите у него, он лучше знает. С ним можно было не соглашаться, спорить, доказывать свое. И спорили, доказывали.

Источник фото: https://www.colta.ru/news/25089-bolshoy-teatr-ob-yavil-plany-na-sezon
Источник фото: https://www.colta.ru/news/25089-bolshoy-teatr-ob-yavil-plany-na-sezon

В январе 1922 года Ленин узнает, что СНК единогласно принял предложение Луначарского о сохранении Большой оперы и балета. И в гневе направляет Молотову для Политбюро ЦК РКП(б) письмо с предложением:

«...1. Поручить Президиуму ВЦИК отменить постановление СНК.

2. Оставить для оперы и балета лишь несколько десятков артистов на Москву и Питер для того, чтобы их представления ....могли окупаться...

3. Из сэкономленных таким образом миллиардов отдать не меньше половины на ликвидацию безграмотности и на читальни.

4. Вызвать Луначарского на пять минут для выслушания последнего слова обвиняемого и поставить на вид как ему, так и всем наркомам, что внесение и голосование таких постановлений, как отменяемое ныне ЦК, впредь повлечет за собой со стороны ЦК более строгие меры».

У Ленина были веские аргументы. «Руководствовался Владимир Ильич двумя соображениями, — вспоминает Луначарский. — Одно из них он сразу назвал: „Неловко, говорил он, содержать за большие деньги такой роскошный театр, когда у нас не хватает средств на содержание самых простых школ в деревне“.

Другое соображение было выдвинуто, когда я на одном из заседаний оспаривал его нападения на Большой театр. Я указывал на несомненное культурное наследие. Тогда Владимир Ильич лукаво прищурил глаза и сказал: „А всё-таки это кусок чисто помещичьей культуры, и против этого никто спорить не сможет“. Из этого не следует, что Владимир Ильич к культуре прошлого был вообще враждебен. Специфически помещичьим казался ему весь придворно-помпезный тон оперы».

Дальнейшие события вокруг Большого театра: Политбюро ЦК РКП(б) решает «Поручить Президиуму ВЦИК отменить постановление СНК о сохранении Большой оперы и балета». Но теперь уже Луначарский возражает против такого поворота дел. Он направляет заявление секретарю ЦК и письмо Ленину.

Строки из письма:

«Продолжение его (Большого театра — Прим. И.Л. Викентьева) существования означает, что мы, не тратя ни единой копейки сверх 12 тысяч рублей в месяц, которые необходимы для поддержания здания, охраны материала и содержания оркестра, в то же время имеем театр, о котором и до сих пор ещё идут хвалебные отзывы представителей иностранных держав и иностранной прессы, позволяем каждый вечер двум тысячам людей, в том числе 500 рабочим, проводить время в теплом и светлом помещении, слушая хорошую музыку, а трудящимся в количестве населения маленького уездного городка — сколько-нибудь прилично существовать своим специальным трудом. Вот обстоятельства. Я никоим образом не могу допустить, потому что я ещё в здравом уме и твёрдой памяти, что, узнав эти обстоятельства, вы продолжали бы настаивать на закрытии Большого театра...
Уверенный в том, что вы, Владимир Ильич, не рассердитесь на моё письмо, а наоборот, исправите сделанный промах, крепко жму Вашу руку».

Обращаясь к народу, он говорил «умоляю вас», к вождю революции — употребил слово «промах». В этих строках — отношения Ленина и его ближайшего окружения. Нормальные деловые отношения: взаимное откровение, корректность, исключающая подобострастие.

6 февраля 1922 года Президиум ВЦИК решает: довести до сведения Политбюро ЦК РКП(б), что фракция Президиума ВЦИК, рассмотрев письмо Луначарского [...] находит закрытие Большого театра [...]. нецелесообразным. 14 марта нарком получает выписку из протокола заседания Политбюро ЦК РКП(б): «Слушали: доклад [...] о Большом театре, постановили: «Удовлетворить ходатайство ВЦИК от 6.02.22 года (о нецелесообразности закрытия Большого театра)».

После Октября Ленин посоветовал работникам Наркомпроса: «Ломайте поменьше!» «В вопросах культуры торопливость и размашистость вреднее всего,- писал он в последней статье „Лучше меньше, да лучше“.

Нарком Луначарский был верен Ленину, даже когда расходился с ним во мнениях.

Урок просвещения: никто не владеет монополией на истину, даже гений.

Мы — атеисты и не можем относиться как к Библии ни к одной книге, как к слову пророка — ни к одному человеческому слову. Сам же Луначарский ошибался не раз. И Ленин поправлял его — резко критиковал. И не только за ошибки в период „богостроительства“, но и за более поздние — в ранге наркома. Ошибиться может всякий. Может — человек, может — время, в котором он живёт.

Страшна не ошибка, а отношение к ней: культ личности — культ и её ошибок».

Плутник А.У., Что-то случилось..., М., «Известия», 1988 г., с. 11-13.

+ Ваши дополнительные возможности:

  1. 40 материалов по теме — Списки контрольных вопросов;
  2. 47 материалов по теме — Художественная критика;
  3. 56 материалов по теме — Критика философии;

Воскресным вечером 19 сентября 2021 в 19:59 (мск) на YouTube-канале VIKENT.RU — плановая онлайн-консультация № 258.

Консультационный день проводится каждое третье воскресенье месяца, и это принципиально бесплатный онлайн-формат для всех желающих.

Для ответов на Ваши вопросы по более 400-м направлениям творческой деятельности, включая #ТРИЗ — будут использоваться крупнейшие в Европе базы данных. Собираемые с 1979 года.

Вот верхний уровень Оглавления этих направлений: https://vikent.ru/map_000/

#Конструктивная критика #Лучшие практики #Решения #Креативность