Найти тему
Артур Руденко

Университет! Новые эксперименты, лица и достижения

Студенты второго курса Н.Панекина, Е.Золотарева, Т. Сытова, М. Шейка, В. Тарарака, А. Руденко на занятиях по гриму.
Студенты второго курса Н.Панекина, Е.Золотарева, Т. Сытова, М. Шейка, В. Тарарака, А. Руденко на занятиях по гриму.

На втором курсе нам добавили новые предметы: пантомима,грим, изобразительное искусство и др. А, самое главное, наш куратор, Виталий Николаевич, взял себе в помощницы заслуженную артистку Украины, актрису Харьковского драматического театра им. Т. Г. Шевченко Оксану Владимировну Стеценко. Она была прекрасной актрисой, режиссером, и, конечно, педагогом. Обладала потрясающим чувством юмора! В те годы я фанател от «Маски-шоу», «Осторожно, модерн!» и от «Чиз», поэтому, естественно, знал Оксану Стеценко по последней из перечисленных передач. Она работала в этой комик-труппе, и когда пришла к нам преподавать, мы сразу нашли с ней общий язык. Я понимал все ее задачи с полуслова, и она очень тонко чувствовала меня как студента и как актера. У Оксаны Владимировны был свой подход к изучению предмета актерского мастерства. Она давала нам полную свободу! Ежедневно перед началом занятий кто-то из студентов нашего курса должен был задействовать всех нас, придумать и показать историю кураторам. Полную ответственность в этом брал на себя тот, до кого доходила очередь быть режиссером и актером. Эта свобода называлась -- Зачин

заслуженная артистка Украины О.В. Стеценко, актриса Харьковского драматического  украинского театра им. Т. Г. Шевченко, педагог по актерскому мастерству Харьковского университета искусств им. И. П. Котляревского
заслуженная артистка Украины О.В. Стеценко, актриса Харьковского драматического украинского театра им. Т. Г. Шевченко, педагог по актерскому мастерству Харьковского университета искусств им. И. П. Котляревского

Помню случай, когда Зачин дошел до меня, и я решил сделать «Комнату ужасов» для наших педагогов и девочек-одногруппниц. Мой коллега, Миша Шейка, должен был лечь на стол, выкрасить лицо и шею в зеленый цвет и надеть обруч на голову, чтобы вышел эдакий Франкенштейн по-Шейковски! Я накрыл Мишу пледом. Другой мой товарищ, Олег Шевченко, загримировался под оборотня, надел на себя всякие лохмотья, поставил волосы дыбом и спрятался в кулисах позади зрителей. Витя Тарарака при помощи шляпы и свитера сотворил из себя Фредди Крюгера, а к пальцам на скотч он приклеил карандаши. Ещё один участник представления, Валентин Ковалевский, подделал себе горб, скрючился, надел капюшон и фонариком подсвечивал своё лицо снизу. Сам я наложив грим, надев фрак, брюки, взяв подсвечник, предстал этаким графом Дракулой. Мы погасили свет, включили соответствующее фильмам ужасов музыкальное оформление, пригласили зрителей в аудиторию и закрыли входную дверь. В этот момент Валентин вылезал из-под стола, резко подбегал к зрителям и кричал классическую фразу Франкенштейна ''He is alive!'' Потом вступал в действие Олег. За спинами сидящих он выл по-волчьи и хватал тех за плечи. В это же время на столе медленно вставал Франкенштейн-Миша, из-за кулисы появлялся Витя с карандашами на пальцах. А из центральной кулисы в образе графа Дракулы медленно выходил я. Мы пристально взглядами выбирали себе «жертв» и медленно надвигались на них. Девочки визжали от страха и радости, преподаватели были в восторге! Аплодировали нам очень долго! «Комната ужасов» имела грандиозный успех.

Практически наша вся мужская команда ''мащенковцев''
Практически наша вся мужская команда ''мащенковцев''

Но в любом случае, никто не отменял и того, что было на первом курсе: животные, предметы, ожившие песни. И каждый из нас, все равно, продолжал приносить по 5-6 отрывков на занятия ежедневно. Что касается меня, то я всегда готовил комедийные отрывки. Драматические меня вообще не интересовали, хоть и соответствовали моим внешним данным. Как-то Оксана Владимировна принесла на занятия пьесу Григория Горина «Тиль Уленшпигель». Я сразу влюбился в это произведение и в главного героя. Со своей одногруппницей Ириной Махновец мы подготовили и показали сцену прощания Тиля и Нелли. Нам хотелось, чтобы эта сцена имела свою символику, плюс мы наделили наш отрывок искрометным юмором…

Богатырская тройка!!! В. Тарарака, М. Шейка, А. Руденко
Богатырская тройка!!! В. Тарарака, М. Шейка, А. Руденко

Во втором полугодии второго курса в учебную программу добавили зарубежную, русскую и украинскую классику. Оксана Стеценко предложила прочитать пьесу Бернарда Вербера «Наши друзья Человеки». Она вынашивала идею спектакля по этой пьесе для нашего будущего третьего курса. А мы, тем временем, продолжали работу над отрывками и из этой пьесы, и из шекспировских «Гамлета», «Ричарда III», «Укрощения строптивой»...

Зимняя сессия. Экзамен по актерскому мастерству, отрывок по пьесе Г. Горина ''Тиль Уленшпигель''
Зимняя сессия. Экзамен по актерскому мастерству, отрывок по пьесе Г. Горина ''Тиль Уленшпигель''

За учебой незаметно пролетело время, и настала пора летней сессии, а это – суета, беготня, подготовка к зачётам и экзаменам. Именно в этот волнительный момент мы с моим другом Виктором решили собрать весь курс вместе с педагогами и сообщить, что готовим серьезный отрывок по пьесе Шекспира ''Макбет''. Перед этим мы с Витей договорились показать шуточный и полный бред по «Макбету», но на полном серьезе! Я взял лыжу -- это был меч, корзину, лосины, серую шляпу, кроссовки Тimberland , нашел в костюмерной пиджак с буфом. Витя надел на себя домашний махровый халат, лосины, кеды и взял вторую лыжу -- это был его меч. Посреди воображаемой сцены поставили стремянку, накинули на нее плед – это был дуб! Кубы, расставленные по аудитории, послужили нам лесом. Ещё раз договорились с Витей, что показываем полный бред на полном серьезе! В какой-то момент кто-то из нас должен был произнести фразу: «И, наконец, настал тот час!», а второй ответить: «Когда я снова вижу вас!'' После этого мы должны были подбежать друг к другу, заколоть друг друга лыжнями и «умереть» на сцене оба. За всеми этими приготовлениями мы упустили главную деталь – распределение ролей: не договорились, кто из нас Макбет , а кто Дункан!

Зимняя сессия. Экзамен по актерскому мастерству, отрывок по пьесе Г. Горина ''Тиль Уленшпигель''
Зимняя сессия. Экзамен по актерскому мастерству, отрывок по пьесе Г. Горина ''Тиль Уленшпигель''

Итак, начало занятия по актерскому мастерству. «Лес» расставлен по аудитории. Зрители заняли свои места. И мы с Витей говорим, что хотели бы показать серьёзный отрывок из шекспировского «Макбета», который мы готовили сами, после занятий в течение двух лет! Короче, настроили всех на серьёзный лад. Начали… Я вхожу в своей серой шляпе в дверь аудитории (это получилась дверь в лес), иду принюхиваюсь к лесным грибам с лыжей наготове, в этот же момент из противоположной кулисы в махровом халате, тоже с лыжей-мечом наготове выходит Витя. И мы, петляя змейкой между кубов и стремянки, уже раз 200 заметили друга друга но, упорно продолжаем делать вид, что никто никого не видит. В аудитории потихоньку начинают смеяться, все стали понимать, что мы несем полную чушь, но на полном серьезе! Наконец, мы встречаемся, достаем лыжи-мечи, Витя произносит: ''И, наконец, настал тот час!'', а я почему-то забыл вторую фразу и закричал злодейским голосом: ''Ааааааа... Макбет!!!», Витя мне в ответ: ''Аааааа ... Дункан!!!» Тут меня осенило, что Макбет – это Витя, а я, получается Дункан... Возникла маленькая пауза, Витя бросается на меня с лыжей, я начинаю убегать «по лесу» вокруг кубов, и вдруг мы встречаемся лицом к лицу. Макбет- Витя зловеще смеётся мне в лицо, я достаю лыжу-меч и «закалываю» противника, но он успевает «убить» и меня. Мы оба падаем на сцену «умирая». Все смеялись, мы на полном серьезе спросили будет ли этот отрывок на экзамене? На что Мащенко сказал - ''Так, кто следующий?''…

А впереди третий курс! Уже со спектаклями и открытиями новых горизонтов!