У музыкантов нет проблем с женщинами. Это факт.
Результаты элегантного эксперимента французских исследователей межгендерных коммуникаций были опубликованы в 2013 году в журнале "Psychology of Music" под завлекающим титлом "Men’s music ability and attractiveness to women in a real-life courtship context" ("Музыкальные способности мужчин и их привлекательность для женщин в контексте ухаживания в реальной жизни").
Симпатичный паренёк солнечным летним днём "подкатывал" к молодым одиноким девушкам с целью заполучить их номер телефона со всеми вытекающими ... ну, вы понимаете.
Делал он это в трёх разных условиях:
- держал в руках футляр от акустической гитары,
- держал спортивную сумку,
- его руки были пусты (контрольные подходы)
Догадываетесь кому больше раз дали?
Конечно! Тридцать один процент девушек исполнили желание "гитариста" и сообщили ему свой номер телефона. "Спортсмену" удача улыбнулась лишь у девяти процентов, подкаты с "пустыми руками" увенчались успехом у четырнадцати.
Гитарный чехол выполнил здесь функцию, которую в живой природе играют яркие последствия полового отбора: пышный хвост павлина или развесистые оленьи рога. Никакой практической пользы, но их обладатели получают эволюционное преимущество.
Человеческая музыкальность тоже в этом списке. Как писал Чарльз Дарвин:
Так как ни наслаждение, ни способность производить музыкальные тоны не представляют качеств, сколько-нибудь полезных человеку для его повседневной жизни, то их следует причислить к самым таинственным из его способностей.
Как мне кажется, женщина делает выбор в пользу музыканта на подсознательном уровне. Когда-то давно первые сапиенсы, умеющие продолжительно держать ритм, оставляли больше потомства, чем их "немузыкальные" сородичи. Геном запомнил, естественный отбор поддержал.
Кто был первым парнем на деревне?
Разумеется, гармонист. Как достанет свой инструмент, как раздвинет меха, как "кинет пальцы сверху вниз". Никто не устоит.
В студенческих общежитиях молодой человек, овладевший искусством игры на гитаре, становился всеобщим любимцем, душой компании. А если он ещё и пел ...
Пение у животных - важнейшая часть брачного ритуала. Кто споёт лучше, ярче, эффектнее, тот получит больше шансов на воспроизведение своего набора хромосом.
Массовые трели цикад, ансамбли квакающих лягушек, тетеревиные токования - здесь всё понятно. Самцы поют, стараются, производят максимальное впечатление на самок.
Но у людей всё тоже самое!
Объектом внимания учёных стал старейший в Германии хор мальчиков - Thomanerchor (Хор Святого Фомы) из Лейпцига.
Для эксперимента были отобраны шестнадцать лучших: четыре сопрано, четыре альта, четыре тенора и четыре баса. Возраст хористов: от 12 до 19 лет. Все имеют основательную музыкальную подготовку, высокий уровень вокального мастерства и большой опыт совместного пения.
Мини-хор пел два сочинения Иоганна Себастьяна Баха: хорал "Du heilige Brunst, süßer Trost" (BWV 226) и фугу "Singet dem Herrn ein neues Lied" (BWV 225). Обе пьесы написаны в тональности си-бемоль мажор для религиозных протестантских праздников и требуют сбалансированного (даже "аскетичного") исполнения и ювелирной синхронизации интонаций.
Участники были оснащены индивидуальными беспроводными микрофонами, помимо раздельной многоканальной аудиозаписи в зале велась видеосъёмка с двух цифровых камер.
Связка "хорал-фуга" исполнялась по три раза в трёх отдельных "концертах". Во время непродолжительных антрактов менялся состав публики. В этом и заключался эксперимент. Однако, ни хористы, ни слушатели не были посвящены в его суть.
Первый "концерт" был дан для небольшой аудитории, состоящей из взрослых мужчин.
На втором "концерте" в зале появились четыре девочки-подростка в возрасте 15 и 16 лет.
В антракте девушки ушли, и третий "концерт" вновь состоялся только для мужчин.
Ни один хорист не признался, что пытался как-нибудь произвести впечатление на девочек. На вопрос "какой из трёх концертов прошёл лучше всего" мнения разделились. Басы и теноры, а также один сопрано признали лучшим второе выступление (в присутствии женского пола). Такую же позицию занял дирижёр, который всё время стоял спиной к аудитории и не мог видеть её гендерный состав.
Проведённый акустический анализ выявил повышенную энергию в формантной спектральной области (2500–3500 Гц) у мальчиков-басов во время концерта, когда в зале находились девочки.
Усиление форманты певца изменяет качество вокального тона, наполняя голос тем, что немецкий физик Герман Гельмгольц описывал как "отчётливый звон колокольчиков". В тоже время, сплочённость хора с точки зрения баланса или временной координации нарушена не была.
Присутствие девочек-подростков в зале вызвало соревновательное поведение исключительно у басов, имеющих самый высокий уровень тестостерона. Гормон воздействует на гортань, снижая основную частоту голоса и уменьшая дисперсию формантных частот, что повышает воспринимаемую привлекательность и доминирование.
Наблюдаемое усиление певческой форманты фактически является способом парней установить особый канал социальной коммуникации с девчонками, несанкционированной попыткой обратить их внимание на свои вокальные способности за которыми стоят ... "колокольчики с тестостероном".
Результаты эксперимента указывают на схожесть человеческого хорового пения с подобными "хорами" в мире сверчков, цикад, глухарей и прочих лягушек. Самцы кооперируются для воспроизведения сигналов привлекающих самок, а затем начинают конкурировать между собой.
Исследователи подытоживают:
... уравновешивание ceкcyaльной конкуренции с групповой сплочённостью в музыкальном контексте - это человеческая способность с глубокими биологическими корнями.
Более подробно об эксперименте вы можете прочитать сами в сетевом журнале "Frontiers in Psychology" в статье "Simultaneous Cooperation and Competition in the Evolution of Musical Behavior: Sex-Related Modulations of the Singer's Formant in Human Chorusing".
Все мои публикации собраны в КАТАЛОГЕ канала. Сохраняйте, читайте, радуйтесь!
А эта статья попадает в раздел:
Музыкальные научные исследования. Музыка и здоровье
- Как звучат палочки Роберта Коха - музыка Перголези, Стравинского, Грига и Шопена
- Больной и не лечится - почему Шопен практически не принимал никаких мер против убивающей его болезни и как она влияла на творчество
- "Больная" музыка Мориса Равеля - "Болеро" как симптом. Болезнь Пика или Альцгеймера?
- Влияние "французского недуга" на музыку - сифилис у Паганини, Шуберта, Шумана, Доницетти, Вольфа, Сметаны и Леверкюна
- Пилoэрeкция (музыкальный озноб) - До мурашек
- Пять произведений, способствующих эмоциональному раскрытию - Бетховен, Вивальди, Бах, Форе, Вагнер
- Немного научной фактологии - Мозг пианиста - вершина эволюции
И по традиции несмешная байка:
Однажды дирижёр Артуро Тосканини в очередной раз поссорился с солистом. В гневе он кричал:
- Мне прекрасно известно, что быть глупыми - привилегия теноров.
Но вы, сударь, уже злоупотребляете своими правами!