Найти тему
kin0guru

Рецензия на комедию «Весёлые ребята» из "Нью-Йорк Таймс" 1935 года

Для меня этот фильм Григория Александрова стал первым (а затем и хрестоматийным) примером, когда нашей кинокартине в зарубежном прокате придумали название далёкое от первоисточника: о том, что комедия "Весёлые ребята" добралась до американского зрителя уже как "Moscow laughs" (то есть "Москва смеётся"), я узнал из какого-то журнала или книги ещё в 1980-е, когда только начинал интересоваться историей кино. На тот момент мне невдомёк было, что и некоторые иностранные фильмы, шедшие на советских экранах - как "В джазе только девушке" или "Новые амазонки" - в оригинале назывались совершенно иначе. Это потом уже стало ясно, что практика эта повсеместна, не вчера придумана да и вряд ли в нашей стране.

А теперь пора предложить вам возможно самый первый печатный отзыв "из-за океана" на советскую музыкальную комедию. Вышел он 25 марта 1935 года, менее чем через год после московской премьеры "Весёлых ребят", в газете "Нью-Йорк Таймс", переводы публикаций из которой я много раз уже размещал на канале kin0guru, но эта, пожалуй, самая ранняя (про звуковые ленты так уж точно). Само собой, не обошлось в ней без отсылок к позабытому с тех пор кинематографу да и политические аллюзии постоянно проскальзывают. Но большого труда разобрать, что к чему, это не составило. Думаю и вам будет интересно.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Музыка, фарс и никакой пропаганды в новом советской фильме "Москва смеётся"

Стоит москвичам снять фильм, в котором не упоминается Днепрострой, игнорируется классовая борьба и нет ни намека на марксизм, как он тут же становится крупным событием международного кинематографа. В кинотеатре "Камео" начался показ новой советской джаз-комедии - уникального русского сплава из синкопированной музыки и откровенного фарса, в котором политики не больше, чем в лентах с участием Лорела и Харди.
Лорел и Харди - один из популярнейших в истории кино комических дуэтов
Лорел и Харди - один из популярнейших в истории кино комических дуэтов
Перед нами громкий, шумный карнавал, не стесняющийся подражать буржуазной голливудской эстетике и необычайно привлекательный, даже когда в нём утончённости, как в говяжьей отбивной. Притом, что создал его по собственному сценарию то самый ортодокс Григорий Александров, что помогал Эйзенштейну в "Потёмкине"
У фильма «Москва смеётся» есть явные недостатки, даже если не брать в расчёт его архаичный юмор: освещение интерьеров убогое, запись зачастую некачественна, а сам он, по крайней мере первые минут двадцать, слишком затянут, чтобы это могло доставить полное удовольствие. Тем не менее, эта киноработа бодрит, а порой вызывает безудержный смех.
Кадр из фильма Мака Сеннетта 1914 года
Кадр из фильма Мака Сеннетта 1914 года
Если бы Мак Сеннет (американский актёр и режиссёр, снявший за период 1913-14 гг. около десятка эксцентрических комедий - прим. А.М.) увидел, сколько его довоенных находок в данном конкретном случае было позаимствовано, ему было б сложно убедить себя, что на дворе 1935 год.
В наличии комик, который, увидев гипсовую Венеру Милосскую, спрашивает, как даме удаётся почесаться. Присутствует комедийная актриса, которая сильно бьёт своего партнера по лицу под предлогом, что тому на нос сел комар. А вот на торжественный приём вторгается стадо животных и это уже повод для появления таких гэгов, как привязывание к штанам верёвки, когда другой её конец прицеплен к разъярённому быку. Далее животные пьют из бокала для пунша, после чего предаются пьяному веселью; дама с невинной целью укладывается на постель, уже занятую коровой, а запутавшийся в тигриной шкуре козёл вызывает у гостей смертельный ужас.
Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников
Кроме того, в уморительном музыкальном бурлеске, который является последней и наиболее последовательно смешной частью картины, есть джаз-оркестр, который мог бы преподать нашим местным ребятам из "Фрэнк и Милт Бриттон" несколько уроков по части массовой резни. По всей видимости "Бриттонами" и вдохновленная, эта компания москвичей радостно разбивает инструменты и черепа, притом делает это с энтузиазмом, которому надлежит исправить ложное впечатление о пресловутой серьёзности большевиков.
Сюжет фильма «Москва смеётся» примерно так же неважен, как и то критическое рагу, в которое, уверен, должны погрузиться диалектические материалисты с левого фланга. Однако следует предупредить, что речь тут идёт о деревенском парне, которого постоянно принимают за знаменитого музыканта и в конце концов он оказывается на московской концертной сцене, от чего Бетховен и Лист явно перевернулись в гробу.
Афиша 1934 года
Афиша 1934 года
Согласно програмке, в замечательной заглавной теме фильма поётся: "Да здравствует жизнь! Да здравствует счастье и любовь!" и Любовь Орлова, красивая и опытная комедиантка, выделяется среди исполнителей.
Поиски связи этой кинокартины с классовой борьбой должны стать для местных товарищей любимым видом спорта (в закрытых помещениях). Для остальных же - это просто увлекательный фарс, пусть даже если порой он кажется скорее заслугой Голливуда, чем Москвы.
(с) Андре Зеннвальд / Andre Sennwald

(с) Перевод с английского специально для kin0guru Albert Magnus

#западные рецензии на советское кино