В одной суфийской песне говорится о том, что парень стучит в дверь своей возлюбленной. Он слышит вопрос из-за двери:
— Кто там? — и отвечает:
— Я твой возлюбленный.
За дверью тишина. Парень снова стучит и просит:
— Ответь мне, пожалуйста.
После долгой паузы он слышит ответ:
— Возвращайся. В этом доме нет места для двоих.
Парень возвращается. Проходят годы. Сменяют друг друга лето и зима. Восходит и заходит луна. Парень снова идёт к дому возлюбленной и стучит в дверь её дома. Снова слышится прежний вопрос:
— Кто там?
На этот раз парень отвечает:
— Ты сама.
В этой песне говорится о том, что девушка открыла дверь.
Если бы я сочинял эту песню, то решил бы, что ещё не пришла пора открывать дверь. Осознание «ты есть» указывает на установку «я есть». Я бы заставил парня ещё раз возвратиться домой и развил бы сюжет так. Когда влюблённый отвечает:
— Ты сама, — он снова слышит в доме лишь тишину. Спустя какое-то время парень говорит: — Открой же на этот раз дверь. Это не я, а ты сама.
А девушка ему на это отвечает:
— Тот, кто осознаёт одного, осознаёт и двух. Тот, кто помнит о «ты», помнит и о «я». В этой комнате может остаться лишь один.
Парень снова удаляется. Дни складываются в годы, но он не возвращается, потому что уже не имеет никакого понятия о том, что ему следует куда-то идти, что нужно возвращаться к своей возлюбленной. Тогда девушка сама идёт к нему и говорит:
— Любимый, приди! Дверь открыта.
Когда исчезает «я», исчезает и «ты». Присутствует то, что пребывает в одиночестве, что мы и ищем. Там, где исчезли «я» и «ты», остаётся вечное бытие, безначальное и бесконечное существование. Это океан сознания, Высшее Существо, которое можно познать и которым можно жить. Мы находимся в нём, стоим в нём и живём в нём. Мы не ощущаем его в себе, не осознаём его. В нас много идей в стиле «ты» и «я». Мы ещё не избавились от них.
Тот, кто свободен от «я», по-настоящему полон.