Найти тему

Shingetsutan Tsukihime (обзор аниме)

Понемногу драмы, мистики, тайн, романтики и глупости. Своеобразная и неоднозначная адаптация со всё ещё узнаваемыми героинями.

История, способная запомниться... почти.
История, способная запомниться... почти.

Здравствуй, дорогой читатель!

«Лунная принцесса» слёту стала одной из моих любимых визуальных новелл, ещё больше сделав меня фанатом Type-Moon. Ну и поскольку я любитель аниме по ВН посмотреть, до экранизации J.C.Staff 2003 года (их студия, кстати, сняла отличные «Золотую пору» и «ТораДору») я тоже должен был рано или поздно добраться. Тем более вокруг неё слухи ходили, что такого аниме вообще не существует; мол, настолько гадко вышло. Но на личном опыте... каким же вышло аниме с «Tsukihime» в названии? Удалось ли соединить мозаику разных историй воедино, передать суть и посыл, химию и душевность? И может ли хороший саундтрек считаться залогом успеха? Об этом, и не только, в обзоре.

Итак, начали!

1. Завязка.
Студия: J.C.Staff. Год выхода: 2003. Средневзвешенная оценка: 7,14 (взяты сайты AniDub, Shikimori и Yummy Anime; всего голосов 11798); личная оценка: 6,7.

Персонажи аниме. Слева направо: Сиэль, Арквейд Брюнстад, Акиха Тоно, Кохаку, Хисуи. Источник: gelbooru.com.
Персонажи аниме. Слева направо: Сиэль, Арквейд Брюнстад, Акиха Тоно, Кохаку, Хисуи. Источник: gelbooru.com.

Тоно Шики, пережив страшную аварию, начал видеть линии, что суть смерть всего. Его знакомая Аоко не представилась, но очки сделала, чтоб у ГГ голова не болела (хотя по аниме он ни разу на оную не пожалуется) и пожелала удачи. А тот через 8 лет, как и положено, возвращается в дом Тоно, откуда родной отец его выдворил (но поскольку сейчас умер, то всё нормально). И вновь, как и ВН-ке, знакомство с сестрой Акихой, нии-сана любящей и на скрипке бесподобно играющей, её мебелью прислугой, близняшками Хисуи и Кохаку. В школе, что неожиданно, он дружит с Сацуки, которая не королева класса, а просто подруга детства, да и на подколы Арихико как-то не очень Тоно-кун отвечает. Бойкая Сиэль тут тоже сразу в друзья напрашивается, а то чинить школьный инвентарь в надежде, что с тобой заговорят, дело ненадёжное. Ну и, конечно же, Арквейд, знакомство с которой оказалось ещё страннее, чем в ВН. А далее – бодрый, местами совсем не очень, пересказ Светлой стороны Луны с вкраплениями Тёмной.

1.2. Претензии к аниме: режиссура, логика и спорные моменты.

1. Сильно урезанная арка главного героя. А ведь Шики не был аморфным ОЯШем хотя бы в плане поведения: мог едко ответить на пошутейки Арихико, принимал самостоятельные решения и нёс за них ответственность. В случае чего мог извиниться (за то, что он с Арквейд сделал в первой серии так и не извинился: а я этот момент ждал всё аниме). Опустим физические муки, что он испытывал во всех арках новеллы. Где пресловутое душевное расстройство, что мучило Шики? Где его метания между инстинктами убийцы (а его первая встреча с Арквейд несёт именно этот смысл даже в аниме) и натурой доброго в своей сути парня, стремящегося защитить всех, в первую голову, близких? Где решения? Забавно, что Киноко Насу при написании сценария к Цукихиме старался делать акценты не только на историях девушек и оставлять за протагонистом больше индивидуальности, пусть и противоречивой. В аниме же Шики отличается от ОЯШа в основном сверхсилами. Которыми пользуется через раз (пример на скрине выше).

2. Накопленные мелкие ляпы. Количество их, слава Богу, не «Рерайтовское», но претензии имеются. То Арквейд дорогу эпично переходит, на машины наплевав (а дурой одну из лучших девушек Цукихиме в аниме выставят ещё и в плане её знания-незнания нового времени), то от Шики... убегает. Лучше бы оригинальную сцену в квартире оставили: даже не объясняя её, не было бы такого набития Ринпалмов. Сам Шики, помимо не самого активного использования своих способностей, то ночью, услышав в новостях о серии убийств, в магазин за журналами пойдёт (ему эротики захотелось или что?), то как свин уйдёт, Акиху бросив. Сиэль, не захотевшая Шики помочь в конце или зачем-то уже в середине выдавшая своё знакомство с Арквейд... На удивление начудила меньше всех Акиха, хотя именно ей сценаристы аниме вменили освобождение ШИКИ.

Самый драматичный момент схватки с Неро Хаосом: Арквейд, обвитая тентаклями. Если бы это был хентай, я бы ещё понял, но тут уж извините. Источник: там же.
Самый драматичный момент схватки с Неро Хаосом: Арквейд, обвитая тентаклями. Если бы это был хентай, я бы ещё понял, но тут уж извините. Источник: там же.

3. Абсолютно бездарная постановка боевых сцен и как следствие слабая атмосфера. Что это за чепуха у Неро Хаоса вместо его потенциала? Серьёзно, как бы первая адаптация «Фейта» от Deen не казалась слабой в постановке боёв, Стаффы переплюнули многих: настолько унылые и абсолютно нецепляющие схватки ещё поискать надо. Более-менее удалась лишь финальная битва с Роа, но и то больше за счёт следования первоисточнику, а не собственной отменной реализации. Все эти быстрые бои вкупе с минимальным саспенсом позволяют говорить о кардинальном отходе аниме по Лунной принцессе от жанров ужасы и триллеры, что были в оригинале. Жаль, на замену им, кроме повседневности, пришла лишь звенящая пустота.

4. Малоэмоциональность героев. Проявляется в озвучке всеми сейю (т. е. была прям дана команда к монотонному озвучиванию, из-за чего это аниме действительно можно смотреть и в одноголосом переводе – кроме двух исключений, работы CV тут я не оценил). Также это заметно в том, что героини тут не алеют при каждом комплименте и вообще редко улыбаются или грустят. Да, это своеобразная изюминка, но местами было сильно мимо: не один раз на месте той же Акихи любой нормальной человек испытал бы куда более сильные эмоции. Я уж молчу, как сильно это убавило шарма самой живой и задорной героине Цукихиме Арквейд.

5. Классическое «залезание» в чужие арки. Где-то на 1/3 адаптация арки Арквейд содержит элементы арки Акихи. И это не могло не породить сюжетные линии, никуда не ведущие и толком не разрешаемые: вроде бы, заявлено, что красные волосы Акихи неспроста такого цвета и что в спасении Шики она тоже поучаствовала и цену как бы за это платит (даже без упоминания ШИКИ это серьёзные спойлеры). Но что с этим делать? Новеллу прочитайте, у нас аниме не про них: просто помирятся и дальше жить продолжат. На этом фоне говорить про пару раз сделанные «референсы» к историям Хисуи и Кохаку даже смысла нет.

1.3. За что похвалить.

Красота. Источник: там же.
Красота. Источник: там же.

1. Как ни странно, хорошо выдержана любовная линия (на самом деле, даже две). Удивительно, но даже без извинений охамевшего Шики, удалось показать, как ГГ привязывается к необычной в понимании людей вампирше и дарит ей то, что зовётся счастьем и то, чего Арквейд раньше не ведала. И пусть герои тут скупы на эмоции, в их отношения со временем начинаешь верить (опять же, сложно полностью провалить хороший первоисточник). И концовка оставляет, как и было задумано, налёт грусти и меланхолии: ведь хочется, чтобы у героев было всё хорошо.

Второй персонаж с проработанной романтической линией это, как ни странно, всё та же Акиха: пусть её любовь к нии-сану и максимально сжата до сестринской, но поскольку в аниме залезли и в её арку, то вновь можно было увидеть, сколь сильно она Шики любит: даже фраза про то, что он для неё единственный брат прозвучала кристально честно (ну или моя симпатия к Акихе роль сыграла). И цена, что Акиха отдала, показана (пусть и не до конца), так что знание первоисточника тут уже само включается в дело и позволяет сказать: да, это та же история. Тоже Цукихиме.

2. Удачный акцент на повседневности и быте героев. То ли мне так везёт на хорошую повседневность от Стаффов, то ли это фишка их студии, но пусть и ценой потери большей части мрачной атмосферы, им удалось показать обычные размеренные деньки. Появляется ощущение, что герою действительно есть, что защищать: любимую девушку, дом, что в конечном итоге становится ему родным (с серединки на половинку, этот вопрос также решается в аниме). Отдельные моменты своей придумки в аниме навроде похода на горячие источники (и максимально убогого недоэтти) и срачей вайфу там же, фальшивомонетчицы Арквейд и подобные им одобрения не заслуживают, но благо их и немного. Есть и нормальные повседневные сцены в школе, обычные, столь полюбившиеся, прогулочки с Арквейд, завтраки с Акихой и иные приятные глазу детали.

3. Неплохое вкрапление элементов тайны и её оставление на потом. Отчасти всегда минус, когда лезут в чужие арки. Но в отличие от той же адаптации Динов, не пойми что рассказавшей о Сакуре, здесь побольше связи с первоисточником (кроме боевых сцен, нет гнусного нарушения оного). Так что ту же часть про арки Акихи можно толковать двояко: да, сейчас это оборванные линии. Но они действительно подогревают некий интерес к их дальнейшему изучению: мол, а как сие разрешено в новелле? (Намёки на арки Хисуи и Кохаку тоже есть: правда, здесь скорее вызовет негодование отодвигание хороших персонажей на третий план.) Это же распространяется и на истории Сиэль, Роа и ШИКИ, рассказанные в аниме совсем мельком, что позволяет их увидеть в ВН с других сторон. Ну и не стоит забывать, что рассказ чьих-то историй обычно хорошо раскрывает персонажей. Также здесь исход не предрешён заранее, не смотря на общую не самую мрачную атмосферу: ведь гром может быть и посреди самого ясного неба, что нагоняет меланхолию.

2. Изменения в персонажах.
Мало кому оные пошли на пользу: порой даже не узнавал героев родной Цукихиме.

Так, Тоно Шики из наивного идеалиста, опасавшегося собственных нежданно пробуждаемых инстинктов убийцы, но перебарывавшего их, превратили в мягкотелого ОЯШа, которого даже не особо и тяготила ни родословная, ни пробудившиеся сверхсилы. Ошибки свои он крайне неохотно признаёт, куда чаще чем в ВН ведёт себя по-свински. По-прежнему способен на поступки, но его образ стал значительно проще.

Арквейд же сделали больнее всего: самую весёлую и по-детски непосредственную вампиршу, что я видел, обратили в также скупую на эмоции (хотя нет-нет да и проглядывался её любимый и узнаваемый образ) а местами ещё и дурочку, что о правилах нового времени решила не узнавать. Но драму её арки, не смотря на все изменения, адаптация сумела передать. То пробудившиеся желание жить и любить в Арквейд не спутаешь ни с чем.

Сиэль не повезло в плане раскрытия: вроде бы и сказано немного о предыстории, но мотивы не выяснены, покаяния в прошлых грехах не замечено, да и в целом её настойчивость показана больше как что-то негативное, а не как искреннее желание защитить Шики и его (и своих друзей). Ну и её бумажные трезубцы, что совсем странно выглядят... где клинки как у Кирея или тот Апокриф? Или создатели решили хоть его не спойлерить?

Акиха – наименее изменённый персонаж адаптации. Всё также искренне любит нии-сана, против его ночных прогулок, но вместо применения силы у неё в ходу увещевания и тот же присмотр за раненым. Не смотря на общую малую эмоциональность (в частности, сейю), её чувствам веришь и желаешь ей счастья. Даже в таком аниме и с нераскрытой до конца истории Акиха осталась для меня лучшей девочкой Цукихиме.

Хисуи и Кохаку – их роль сведена к минимуму, как в плане раскрытия, так и влияния на сюжет, из-за чего они действительно выполняют роль скорее предметов интерьера. Ну и Кохаку стала меньше улыбаться (но её CV Кана Уэда хоть запомнилась), а Хисуи всё также молодец, помогает Шики из поместья сбегать... потому что.

Изменённая судьба Сацуки Юмизуки же показала мне примерную роль Ширли в ребилдах «Кода Гиаса» (я их не смотрел, лишь предполагаю): вместо сильной драматичной линии и несостоявшейся романтики вялотекущая безответная любовь. А поскольку тут не ремейк, шансов Сацуки вновь не дали.

Изменили и Неро Хаоса, сделав его настолько слабым (хотя тут почти все герои такие), что даже озвучка Дзёдзи Накаты в одиночку всё не выправляет. Удалось показать и немного сумасшедшего ШИКИ с его мотивами, а вот Роа, как и вся тема противостояния Истинных предков и Мёртвых апостолов, раскрыты не до конца: следует углубиться в ВН.

3. Анимация. Полуклассическое музыкальное сопровождение.

Хотя Стаффы несколько изменили дизайн, он остался узнаваемым и, в целом приятным: Акихе и Арквейд идут туфельки, а Шики прямоугольные очки. Основные фоны вроде особняка семьи Тоно или школы проработаны также неплохо; стоит похвалить и общий подход, выполненный в бледных тонах. Но вот стоит взглянуть на статичную массовку, фоны города Мисаки или просто на статичные по несколько секунд кадры, как тут же хорошие впечатления перекрываются плохими. Не до конца, конечно, но общее впечатление от визуала ближе к первому сезону «Перезаписи», но поскольку последний вышел на 13 лет позже, это больше в минус 8 битам.

А теперь пора от души похвалить аниме, ибо саундтрек вышел куда глубже и атмосферней, чем во всех «Фейтах» от уфостолов (не считая опенинги-эндинги): настолько тоскливо-меланхоличные мотивы, максимально попадающие во мрачность и фентези. А за скрипичную арию Акихи (скрин намного выше) просто браво: настолько точное попадание в персонажа, атмосферу... сама суть вещей передана. Только благодаря таким композициям и веришь, что авторы адаптации действительно знакомы с первоисточником, поняли его и в чём-то их понимание совпало с твоим. Также хорош опенинг: именно музыка, что завораживает (и пусть поётся всего один звук... есть в этом что-то). А сам видеоряд как всё аниме по Цукихиме в целом: вроде видишь, что хотели показать, но выглядит так, что могло быть лучше. Но в целом за саундтрек со скрипкой и органом, разумеется, большой плюс.

4. По итогу.

Аниме-адаптация отличной визуальной новеллы вышла во многих местах неоднозначной. Из-за краткого формата были полностью отброшены или существенно обрезаны интересные сюжетные линии, а смешение двух разных по духу арок подчас приводило к каше и сумятице в повествовании, понять которые можно было лишь зная первоисточник. Не говоря про спорные решения вроде «каменистости» большинства действующих лиц и откровенно проваленные боевые сцены.

Но и есть то, что заставляет щадить и в чём-то даже хвалить эту адаптацию. И это вообще не про тот факт, что «Шингетсутан Цукихиме» стала первой адаптацией додзин-игры. Самое главное из адаптируемой арки, а именно сильную любовь, первые знакомство с чувством того, кто раньше такого не испытывал – удалось передать достаточно толково. Помимо этого, удалось показать и пресловутую повседневность, что желал защитить ГГ (хотя сам Шики здесь бледная тень себя из новеллы) и подобрать отличный саундтрек.

Посему в целом адаптацию «Повести о лунной принцессе» можно считать больше удавшейся, чем нет. Следить за уже известным, пусть и изменённым, ходом событий было в общем интересно, а основные женские персонажи (Арквейд и Акиха) были почти также симпатичны, как и в оригинале. Притом оценка мной адаптации при сравнении с оригиналом была не занижена, а скорее, наоборот: в персонажах я стремился искать что-то похожее и полюбившиеся, стараясь игнорировать не лучшие изменения от сценаристов.

В общем и целом, не смотря на частично скомканное повествование, не доведённые до финала линии и местами явную дешевизну, я могу рекомендовать аниме «Shingetsutan Tsukihime» к просмотру. Не читавшим ВН как своеобразный «пробник» оригинала: если заинтересует на этом уровне, смело в оригинал, где больше жестокости, триллера и мрачной атмосферы. Читавшим же – как средней руки адаптацию, не особо хорошую, но и далеко не так ужасную, чтобы её существование следовало игнорировать.
Если же говорить о личных впечатлениях, то хотя они и вышли сильно смазанными, я ждал худшего. И посему рад, что нет сказочной тупости из каждого кадра (хотя во многих местах её добавили), а в персонажах порой чувствуется то самое, любимое.
Заканчивая же, хотелось бы сказать, что первое впечатление может-таки оказаться обманчивым. Так, первое знакомство с аниме по Цукихиме было отрицательным. Но стоит дать раскрыться несколько иному взгляду, сохраняющему часть того, за что полюбился оригинал, так и отношение сразу меняется. Наверное, для адаптации главное всё же не пересказать сюжет точь-в-точь, а как можно глубже передать саму душу, химию первоисточника. И с этой задачей аниме худо-бедно справилось. А детали... никто не идеален, так ведь?
Героини подметают и одновременно... кушают. Источник: gelbooru.com.
Героини подметают и одновременно... кушают. Источник: gelbooru.com.

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!

#аниме обзор #обзор аниме #аниме #анимация #обзоры #триллер #фентези