Найти тему
Журнал для пап "Батя"

Книга о трагедии 9/11, травмах, отцовстве и умении не бояться жить

«Совершенные ошибки для меня мертвы. Но несовершенного не исправишь».
«Жутко громко & запредельно близко». Джонатан Сафран Фоер.

Как минимум половина жителей США сегодня, через двадцать лет, считает, что трагедия 9/11 навсегда изменила жизнь в Америке. Крупнейший теракт повлиял на весь мир. И потому, на первый взгляд, даже удивительно, что снятый через десять лет после этого фильм о мальчике, в тот черный день потерявшем отца, был встречен критиками довольно холодно. Ни звездный актерский состав, ни детективная история, рассказывающая о переживании травмы ребенком и его матерью, не сделали картину такой впечатляющей, какой она могла быть. При этом одноименная книга Джонатана Сафрана Фоера до сих пор (а вышла она в 2006-ом) остается мировым бестселлером. Что же упустили создатели фильма?

Кадр из фильма "Жутко громко и запредельно близко". Режиссер: Стивен Долдри. В ролях: Томас Хорн, Том Хэнкс, Сандра Буллок, Макс фон Сюдов и др.
Кадр из фильма "Жутко громко и запредельно близко". Режиссер: Стивен Долдри. В ролях: Томас Хорн, Том Хэнкс, Сандра Буллок, Макс фон Сюдов и др.

В центре сюжета и романа, и фильма «Жутко громко и запредельно близко» – девятилетний школьник Оскар Шелл. 11 сентября он приходит домой и обнаруживает на автоответчике несколько сообщений от отца. Папа находится в одной из башен-близнецов и говорит о том, что сейчас происходит. Башня рушится. Напуганный ребенок прячет автоответчик от матери, чтобы не расстраивать ее. И остается один на один со своим горем и чувством вины. Через некоторое время, когда пустой гроб (останки отца не были найдены) уже похоронен, среди вещей отца он обнаруживает ключ, и решает, что, если поймет, от чего он, то получит какой-то очень важный ответ об отце. Тот всегда придумывал для сына всякие классные истории и загадки, и поиски как будто продолжают общение мальчика с ним. Оскар встречает на своем пути разных людей, он знакомится со своим исчезнувшим еще до рождения отца дедушкой и хотя, найдя замок для ключа, не получает никакой информации о папе, преобразует свой страшный и горький опыт в готовность, бережно храня память, идти вперед.

Посыл фильма понятен – надо пережить горе, каким бы всеобъемлющим оно ни было, и научиться жить дальше. Именно этого хотели бы ушедшие близкие для своих скорбящих родных, именно эта способность сохраняет человечество.

Но, пожалуй, эти мысли слишком прямолинейно высказаны в фильме. Он, при всех безусловных достоинствах (а их на самом деле немало, особенно, если учитывать, что его создатели не только расставляют некоторые акценты совершенно иначе, чем писатель, но и добавляют свои детали), получился излишне сентиментально-сказочным для разговора о горе, которое в той или иной мере касается каждого. При этом в ленте есть отзвуки из тех глубин, в которые погружает Фоер читателя, но они теряются за стандартами духоподъемного кино.

Зато после фильма, возрастное ограничение которого 12+, читать книгу (!)16-18+, собирая никак не складывавшийся во время просмотра пазл, только интереснее.

В романе приведены разные примеры проживания утраты. А также воссоздана трагическая история семьи Шеллов, начиная от прадедов Оскара, их отношений с детьми и их гибели во время другого страшного исторического события – бомбардировок Дрездена в 1945 году.

Автор подробно рассказывает, как потеря родителей и возлюбленной и глубокая травма от пережитого ужаса не позволили деду мальчика стать заботливым отцом для своего сына – он боялся… И это мучило его всю жизнь.

А еще Фоер напоминает этой историей, что внутри каждого человека – целый космос воспоминаний и переживаний, которыми часто не получается поделиться даже с самыми близкими. И что нет никакого «завтра» для того, чтобы сказать о любви дорогим тебе людям.

Мир изменился после 11 сентября, он меняется непрестанно, и в нем не становится меньше жестокости и горя. Меняемся ли при этом мы? Учимся ли среди постоянных разрушений не бояться и не бежать от ответственности и любви, а созидать, сохранять и передавать детям радость, для которой в этот мир – одновременно страшный и прекрасный – приходим?..

Иллюстрация из книги Дж. С. Фоера "Жутко громко и запредельно близко".
Иллюстрация из книги Дж. С. Фоера "Жутко громко и запредельно близко".

Журнал для настоящих пап "Батя".