Важно! В этом тексте не будет упоминания Моргенштерна.
Разделим всех сдающих на 3 условных категории:
1. 85+ баллов. Это школьники глубоко знающие математику, чаще всего учащиеся сильных школ и занимающиеся предметом дополнительно.
2. 65-80 баллов. Отличники и хорошисты обычных средних школ, способные решить первую часть и 2-3 задания из второй. Подготовка может требовать дополнительных занятий.
3. 40-60 баллов. Школьная тройка и слабая четверка в обыкновенной школе. Сразу нужно оговориться, что школьная тройка бывает разной. Зачастую за тройкой в журнале скрывается «два», которая просто не ставится.
Так вот изменения в ЕГЭ серьезно касаются только третьей категории школьников. Ниже опишу без воды сами изменения и почему это важно.
Коротко о структуре экзамена. До нынешнего года в первой части было - 12, во второй – 7 заданий. Успешное решение первой части = 60 тестовых баллов. При должной подготовке хорошист способен справляться с этими заданиями. Если крепкой четверки не было, то становилось всё значительно сложнее. В ЕГЭ-2022 в первой части уже не 12 заданий, а всего 11, во второй также 7. И за верно решенную первую часть можно иметь всего 56 баллов. Причем даже их набрать стало сложнее. Теперь более конкретно об изменениях.
Удалены три самых простых задания первой части:
1 Текстовая задача в одно или два действия на самые элементарные вычисления, счет процентов
2 Задание с диаграммой – самый халявный балл, который мог брать даже пятиклассник
3 Задача на координатной плоскости, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами, тут нужно было знать основные формулы площади фигур, иногда понимать определение тригонометрических функций.
Любой школьник, который выбрал сдавать профильный уровень ЕГЭ обязан был забирать эти три первичных балла.
Вместо этих трех задач добавляется две новые:
Задание 9. Требует умение выполнять действия с основными функциями.
Задание 10 по теме теории вероятностей. В первой части уже присутствует задача на эту тему, но она чаще всего решается в одно действие, эта же задача более серьезного уровня, требует глубокого понимания теории вероятностей и статистики.
Уменьшилась важность геометрии, так как убрана одна задача из этого раздела математики, итого таких задач осталось две из 11 в первой части. Крен в сторону алгебры и без того увеличился.
Подводя резюме под изменениями в первой части, имеем, что во-первых она стала сложнее для тех людей, которые настроены на не самые высокие баллы, и теперь набрать для них условные 50 баллов стало намного сложнее: удалены три халявные задачи, вместо них добавлены две задачи далеко не начального уровня. Почти не осталось элементарных задач, которые можно решать без подготовки.
Во второй части изменения косметические: стереометрическая задача стала цениться больше, три балла вместо двух. А задача на кредиты наоборот уменьшилась в стоимости до двух.
Количество заданий уменьшилось с 19 до 18, за счет минус одной задачи в первой части. Максимальный балл за выполнение всей работы стал равным 31.
Повторюсь, для крепких хорошистов и отличников не изменилось ничего, они обязаны решать первую часть, даже с учетом усложнений. Изменения бьют по тем, кто математику любит чуть меньше, чем песни Моргенштерна.
El Problema