Чем так привлекательны миниатюры? Изяществом исполнения. Размер некоторых миниатюр можно оценить. На фотографиях к ним приложена марка или спичка. Если сравнить картину со спичкой, то длина ее не более 5,5 см, а ширина, думаю, не более 3 см. Представляете? Это поистине ювелирное искусство – на таком небольшом фрагменте бумаги изобразить, да еще акварелью, которая и на большом-то формате едва управляема, изобразить не только полноценный пейзаж, но и прописать детали одежды, даже головных уборов людей, расположившихся на ужин.
В очередной раз убеждаюсь, что все всегда происходит вовремя. И люди тоже вовремя появляются в жизни. Недавно посетила меня мысль написать статью о миниатюрах. И… случилось чудо. Мне написал художник Ромуальд Яковенко – пригласил на свою персональную виртуальную выставку и дал ссылку на нее. И чего там только не было! Какая красота! Так я познакомилась с очень талантливым художником, иконописцем, миниатюристом, графиком, скульптором, реставратором, резчиком по дереву, творцом мебели (рука не поднимается написать – изготовителем) Ромуальдом Яковенко. Соприкоснуться с талантом столь одаренного человека – это счастье! Сегодня хочу показать вам его миниатюры.
В ссылке на выставку прилагалась небольшая информация о художнике. Из нее я узнала, что Ромуальд Яковенко родился в 1947 г. в Риге, начал рисовать в подростковом возрасте. Профессиональный художник, в 1984 г. был принят в Союз художников. Его работы находятся в музейных и частных собраниях по всему миру, за плечами – участие более чем в 30 выставках, в том числе мирового уровня.
На миниатюрах Ромуальд Яковенко часто обращается к пейзажам. На них предстают сельские красоты и естественная природа во всем ее величии: цепи гор, водопады, море. Эти пейзажи реалистичны, но сильна в них и романтическая составляющая.
Но часть пейзажей уводит в другое – мистическое – пространство, то, где в небо с земли устремляются лестницы для небесных жителей, а песочные часы претворяют пространство природное в города. В этих работах в меру используются сюрреалистичные детали. Царствие Небесное предстает на одной плоскости с земной юдолью. Спецификой восприятия Царствия Небесного в миниатюрах Ромуальда Яковенко является его изображение на дальнем плане: туда стремится человек, преодолевая тяготы земной жизни.
Знаете, миниатюры Ромуальда Яковенко, на которых изображена одинокая человеческая фигура, они не об одиночестве. Они об единении: с Богом, мирозданьем, природой. И на миниатюре «Вознесение» фигура Господа слева, на нее смотрит человек. В левом нижнем углу – три креста. В человеческом восприятии, движение вперед изображается слева направо. А герой, расположенный справа, смотрит в левую часть миниатюры. И путь его между крестами и Господом, если провести прямую. Так Ромуальд Яковенко говорит о возвращении человека к Богу.
Удивительно, что обычные стандартные цветовые решения, где земля – коричневая, а небо – голубое, в миниатюрах Ромуальда Яковенко приобретают удивительный философский смысл: яркая глиняная поверхность земли сменяется чистой далью, укутанной серебристой дымкой. Так тело человеческое, созданное когда-то из глины, вынашивает хрустальную душу, чтобы однажды, созревшую, отпустить на небо. Как на вот этой миниатюре, например:
У каждого из нас свое представление о настоящем художнике. Для кого-то настоящий тот, кто схоже воспроизводит окружающую реальность, для кого-то – тот, кто умело передает свои эмоции на полотне. Для меня настоящий художник – тот, кто говорит напрямую с моей душой. Говорит простыми словами о вечных истинах. Так, как это делает Ромуальд Яковенко. А вот статья Душа Балтийского моря: живопись Игоря Заборских. Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!