Репетиторы уже давно стали неотъемлемой частью образовательного процесса наравне с учителями. Однако, чтобы репетиторствовать не нужно получать педагогическое образование, как сейчас требуют в школе. Достаточно просто иметь желание и спрос на данные услуги.
Поэтому репетиторами работают люди разного возраста и уровня знаний, с разным образованием и опытом.
Иногда в репетиторы уходят школьные учителя, иногда учителя совмещают репетиторство со школой, чтобы преподавать днем в школе, а вечером давать частные уроки. Очень часто репетиторством занимаются преподаватели университетов.
Иногда среди репетиторов возможно встретить студентов, даже 1 курсов, которые вчера сдали ЕГЭ, зачастую на высокий балл, а сегодня готовы поделиться своими секретами с будущими выпускниками.
Часто в репетиторы люди уходят из других профессий таких как юристы, врачи, бухгалтеры, соответственно, такие люди могут преподавать обществознание, биологию или химию, математику. Русский язык могут спокойно преподавать филологи, английский – переводчики. Люди этих профессий имеют достаточно высокий уровень знаний по своему предмету и применяли эти знания на практике.
Давайте разберёмся в чём преимущества разных преподавателей, которые занимаются репетиторством. Сейчас с высоты своих лет и своего стажа, могу с уверенностью сказать, что знание предмета занимает ведущую роль.
Однако, нужно не просто знать, а важно уметь передать другому эту информацию, так чтобы объяснение было понятно и доступно для простого школьника.
По моему личному мнению, существует 3 навыка успешного репетитора, на которых базируется в ведение частных уроков:
Первый и самый важный, это конечно же знания. Преподаватель должен обладать качественными знаниями, полноценными по своему предмету и четко уметь излагать их ученику. Необходимо правильно употреблять термины и понятия, но в то же время объяснять сложные вещи простым языком.
И это второй навык. Хороший репетитор должен уметь доносить информацию в простом виде, многократно повторяя и усложняя в течении всего курса обучения. Также важно применять интересные приемы для запоминания проблемных тем, постоянно мотивировать учащегося и держать его внимание во время урока. Хороший репетитор регулярно учится сам, пополняет свою базу методик, тестов, учебников, презентаций, улучшая свой уровень.
Третий навык - это понимание психологии подростка, то есть понимание сущности и потребностей ребенка или взрослого, в зависимости от того кому преподается предмет. Без этого невозможно создание атмосферы на уроке, которая будет способствовать качественному усвоению учебного материала. Ученик должен доверять учителю, тогда мозг обучающегося будет впитывать информацию быстрее и качественнее. Ученику должно быть комфортно и удобно на занятии, его не должны беспокоить страх ошибки или высокомерие со стороны преподавателя. Важно разбавлять скучную науку актуальными фактами и проблемами, применять немного юмора и искренности.
У вышеперечисленных групп педагогов уровень знаний может существенно варьироваться: юрист может хорошо применять свои знания на практике, но забывать теорию, вчерашнему выпускнику могло просто повезти на экзамене и знания могут быть не полными, а то и забытыми после экзаменов; преподаватель университета хорошо знает свою сферу, но совершенно забывает школьный уровень без опыта работы со школьниками. Школьный учитель может быть выгоревшим уставшим в своей профессии и относится к ученикам как к вещам.
Чтобы находить подход к ребенку репетитор должен обладать талантом или психологическим образованием. Он должен видеть в ребенке не просто ученика, а живого человека, у которого изучение предмета стоит далеко не на первом месте, после друзей, хобби и отношений. Важно по-доброму, мотивировать ученика к знаниям и тогда подготовка к экзамену станет легче, а экзамен перестанет восприниматься как судный день.