В фильмах о Второй Мировой войне и в кинохронике тех лет часто можно увидеть странный металлический предмет на груди у немецких военных. Эта штука называется латная горжетка, унаследована от эпохи средневекового рыцарства и до сих пор используется в униформе некоторых армий.
Латная горжетка возникла одновременно с пластинчатым доспехом. А точнее, с такой его важной частью как кираса (своего рода глухой металлический жилет, защищающий грудь и спину рыцаря). Кираса всегда оставляла открытой верхнюю часть груди и шею. Хотя в бою это чрезвычайно уязвимые места, их нельзя было закрыть той же кирасой. Если вы в кино видите на герое кирасу под самое горло — это грубое нарушение историчности и здравого смысла. Ведь кираса, по сути, это жесткий лист стали. И если его край находится у горла, то при резком ударе в грудь или при падении воина на землю этот край сдвинется вверх и просто сломает ему горло или нижнюю челюсть. Сначала компромиссом было использование кольчужных манишек. Или под кирасу просто надевали кольчугу. Но носить два доспеха друг поверх друга — это слишком тяжело. Тогда придумали ту самую латную горжетку: выгнутую полукруглую пластину, которая надевалась под кирасу на цепи или ремне и защищала верхнюю часть груди и нижнюю часть шеи. Также горжетка выполняла роль визитной карточки: на ней часто размещался герб рыцаря, его короля или знаки его статуса в конкретной армии или отряде.
С изобретением огнестрельного оружия и изменением тактики войны, от доспехов стали отказываться. Сначала исчезла защита рук и ног, затем тяжелые стальные шлемы. Дольше всех, вплоть до начала 20 века, в некоторых родах войск продержалась кираса: она могла защитить от излетных пуль или осколков, а также от холодного оружия. Но к началу Второй Мировой и она канула в лету.
Зато в гитлеровском Рейхе начали бредить возрождением рыцарских орденов и возвращением соответствующей символики. Одним из возвращенных символом стала горжетка. В этом случае она не несла абсолютно никакой защитной или «визитной» функции, а была исключительно украшением. Причем, для разных родов войск и служб в Вермахте и СС горжетки были разные. Чаще всего в кино мелькают горжетки полевой жандармерии — военной полиции. Из-за того, что военные полицейские традиционно не любимым в войсках, а также из-за привычки гитлеровского командования привлекать их для карательных операций, в Вермахте они получили прозвище «цепные псы». Немалую роль для получения этого прозвища сыграла металлическая горжетка полевой жандармерии с крупной цепью.
Кстати, на цепи эти штуки вовсе не держались. Цепь тут имеет только украшательский и символический смысл, отсылая к эпохе рыцарства и подчинения воина сюзерену. На обратной стороне этих пластин есть специальные закрепы, которые и удерживают их на форме.
Ношение горжеток было обязательным для полевых жандармов, но сами они эти железяки не любили и старались снять, особенно если находились на фронте. Считалось, что русские разведчики, охотясь за «языком», стараются брать в плен именно горжеточников, так как служащие полевой жандармерии, как правило, лучше осведомлены о положении дел в своей воинской части.
Кстати, в некоторых армиях мира латные горжетки сохранились до сих пор. Но только как элемент парадной формы. Их ношение на обычной полевой форме ушло в историю вместе с нацистским государством.