Редко в России можно встретить памятник, на котором самолёт в отличном состоянии. Обнаружил на постаменте самолёт Су-27 в Ростове-на-Дону, который выглядел очень хорошо. Даже интересно стало, насколько он настоящий, а сколько в нём фальши. Я не разочаровался.
Он не просто был в наилучшем состоянии. На нём были тщательно сохранены все мелкие внешние детали, датчики, антенны и даже такая мелочь, как разрядники статического электричества на стабилизаторах и хвостовом оперении.
Такое внимание к мелким деталям на самолётах-памятниках в России редко можно встретить. Как правило, это раздолбанные вандалами самолёты, выкрашенные заборной краской, толстый слой которой изменяет их обводы и внешний вид. Про мелкие детали конструкции и модификации можно забыть.
Этот Су-27 явно подготавливали и устанавливали с помощью лётчиков, которые знают и любят самолёты. По данному экземпляру можно изучать технические особенности данного самолёта и даже предположить его серию в процессе многолетних изменений и улучшений самолётов типа Су-27.
Конус-обтекатель с носовой штангой основного приемника воздушного давления (ПВД-18).
Правый резервный приемник воздушного давления (ПВД-7).
Четыре датчика - левый резервный приемник воздушного давления (ПВД-7), ниже приёмник полного давления (ППД-1М) и датчик температуры (П-104) и флюгарка левого датчика угла атаки.
Флюгарка правого датчика угла атаки.
Два ряда антенн системы Государственного опознавания, самолётных ответчиков (СО-69 или СО-72/А-511) и флюгарка датчика угла скольжения в носовой части самолёта.
Оптико-локационная станция ОЛС-27 расположена на оси самолёта. На более поздних версиях она размещена немного правее от оси самолёта.
Сохранена антенна радиокомпаса за кабиной.
30-мм одноствольная авиационная пушка ГШ-301 и стальная накладка перед срезом ствола пушки из нержавейки. При такой тщательности к сохранению элементов самолёта не удивлюсь, если там действительно списанная настоящая пушка, а не огрызок водопроводной трубы.
На воздухозаборнике белые обтекатели антенн станции предупреждения о радиолокационном облучении (СПО) СПО-15ЛМ «Береза».
Правый обтекатель антенны СПО и обтекатель антенны других радиотехнических устройств.
Левый обтекатель антенны СПО и обтекатели антенн других радиотехнических устройств.
На консолях крыла в передней части двухсекционный отклоняемый носок крыла и задней части флаперон. На законцовках крыла пусковые устройство ракет.
Шасси трехопорное убирающееся с одноколесными двумя основными и носовой стойками.
Передняя стойка шасси (ПОШ), оснащена нетормозным колесом с грязеотражающим щитком. Сохранён даже гидроцилиндр уборки–выпуска передней опоры шасси. Носовая стойка шасси сдвинута назад (в отличие от первой версии прототипа Т-10), чтобы брызги с колеса не попадали в воздухозаборники.
На основных опорах с телескопическими стойками установлено по одному тормозному колесу.
Две посадочные и одна рулежная фары установлены на стойке передней опоры шасси (для освещения взлетно-посадочной полосы при посадке и рулежке самолета).
На законцовках консоли крыла сохранены светофильтры аэронавигационных огней. С левой стороны – красный, с правой стороны – зелёный, на хвостовой части – белый. С их помощью производится обозначение габаритов истребителя и направления его полета.
Вертикальное оперение состоит из двух килей с рулями направления и двух подбалочных гребней. В передней части правого киля под радиопрозрачным обтекателем белого цвета расположена антенна КВ радиостанции Р-864. На скошенных законцовках килей (пилотки) под белыми радиопрозрачными обтекателями расположены антенны КВ/УКВ радиостанции.
На левом киле - антенна КВ/УКВ радиостанции (верхний белый обтекатель), антенно-фидерная система «Поток», антенна радиотехнических устройств, аэронавигационный огонь (белый) и разрядник статического электричества.
На правом киле - антенна КВ/УКВ радиостанции (верхний белый обтекатель), антенны радиотехнических устройств и разрядник статического электричества.
На цельноповоротных стабилизаторах бережно сохранены разрядники статического электричества, что для самолётов-памятников большая редкость.
Хвостовой обтекатель является гондолой тормозного парашюта. На гондоле сохранена антенна системы госопознавания СРЗО (три плоских штыря сверху).
На левой мотогондоле снизу антенна самолетного ответчика СО-69/А-511. По её расположению распознаётся более ранняя серия этого Су-27. Позже эту антенну ответчика стали размещать снизу гондолы тормозного парашюта.
Центральная хвостовая балка имеет короткий тонкий (узкий) ласт (нет автомата постановки помех и станции защиты задней полусферы).
Больше фотографий этого Су-27 вы можете посмотреть на видео ниже:
Слышал разговоры, что это не простой самолёт, а с историей, что где-то и когда-то «принимал участие». Но ничего конкретного найти не удалось. Нарисованный на нём номер «04 красный» никаких подсказок не дал.
Я обнаружил в Интернете два Су-27 с такими номерами. Один принадлежит Липецкому центру. Су-27СМ «04 красный» RF-92211.
Именно фотография этого самолёта на фоне КДП липецкого аэродрома размещена на стенде возле этого памятника.
Второй принадлежит воронежскому аэродрому «Балтимор».
Если присмотреться к мелким деталям обоих самолётов, можно понять, что они более поздних серий и к этому памятнику никакого отношения не имеют.
Буду благодарен тем читателям, которые подскажут историю Су-27, который установлен на постаменте в Ростове-на-Дону.