ЦРУ изъяло из рядов своей техники, особо легендарный Ми-17 российского производства и поместило его в коллекцию артефактов в своем внутреннем музее, это самый первый вертолет который полетел в Афганистан в ответ на теракты 11 сентября.
26 сентября 2018 года Ми-17 с черной надписью "91101"на хвосте прибыл в штаб-квартиру ЦРУ на севере Вирджинии. Неизвестно, есть ли другие вертолеты или самолеты в коллекции музея, который закрыт для посещения и известен как "лучший музей, который вы никогда не увидите".
Всего через 15 дней после того, как материковая часть США была атакована террористами "Аль-Каиды" (запрещена в России) 11 сентября 2001 года, группа из семи сотрудников ЦРУ и и трех человек летного состава приземлилась в афганской долине Панджшер, чтобы подготовиться к нападению США на Афганистан, которое позже свергнет режим талибов.
Группа связи ЦРУ под кодовым названием Jawbreaker вылетела в Афганистан на российском вертолете Ми-17 и начала координировать свои действия с повстанцами Северного Альянса, которые контролировали примерно четверть территории страны.
Возглавил группу офицер ЦРУ Гэри Шроен, его прошлый опыт включал в себя одними из первых контактов с местными силами "моджахедов" в Афганистане после того как СССР ввел свои войска в 1979 году.
Основная миссия Jawbreaker будет заключаться в установлении контакта с элементами того, что тогда было известно как Северный альянс в Афганистане, совокупности различных групп, слабо связанных своей оппозицией Талибану и Аль-Каиде. Затем сотрудники ЦРУ свяжутся с этими боевиками и помогут подготовить почву для последующей интервенции американских войск.
Группа Jawbreaker первоначально была направлена в соседний Узбекистан, а затем туда же был переброшен Ми-17 для поддержки своей миссии. ЦРУ выбрало российские вертолеты из-за их возможностей работать в так называемых жарких/горных условиях Афганистана , их прочной и относительно простой конструкции, а также из-за маскировки, талибы использовали похожие вертолеты.
Вертолет, который сейчас находится в музее ЦРУ, имел черно-зеленую камуфляжную схему, аналогичную той, в который красили свою технику талибы, а также большой белый номер "607" сбоку на фюзеляже. В конце концов, экипажи добавили менее заметную черную цифру 91101 (намек на дату 11.09.01) на хвост вертолета.
Хотя ЦРУ не сообщило подробностей, оно заявило, что оно дополнительно модернизировало вертолет, чтобы иметь возможность выполнять операции в ночное время суток.
На фотографиях Ми-17 из Афганистана видно, что он оснащен, по-видимому, установленным на носу радаром, оборудован антенной спутниковой связи, хвост покрыт множеством других нестандартных антенн, которые, вероятно, связаны с высокочастотными радиоприемниками и другим оборудованием связи.
Когда 26 сентября 2001 года вертолет впервые вылетел из Узбекистана в Афганистан, у американцев все еще были опасения, что талибы попытаются его сбить. Помимо беспокойства о возможном сбивании и о том, что их ждет при приземлении, команда задавалась вопросом, сможет ли российский вертолет с практическим потолком 5 км пролететь над возвышающимся над Гиндукушем, горами, которые высятся до 8 км в высоту.
В одном случае пилоты ЦРУ, управлявшие вертолетом, были вынуждены прервать миссию после того, как стало очевидно, что топливные фильтры забиты, и, к счастью, они смогли благополучно вернулись на свою базу. Запасы топлива, как правило, были проблематичными, и в одном случае заранее расположенные склады оказались настолько старыми, что топливо свернулось в бочках и было много посторонних частиц , что вынудило сотрудников ЦРУ фильтровать его при помощи носок.
По оценкам Шроена, его команда в первую же ночь передала представителям Северного Альянса 350 000 долларов наличными, чтобы они могли закупить необходимое оборудование и одежду для холодной погоды. У команды было в общей сложности 2,5 миллиона долларов, которые можно было распределить по мере необходимости во время той первоначальной поездки.
Персонал Jawbreaker также начал делиться разведданными с членами Северного Альянса, особенно о местонахождении Бен Ладена и других высокопоставленных членов Аль-Каиды. Используя оборудование GPS, они составили карту расположения дружественных и враждебных сил, чтобы военные самолеты США, включая B-52 , знали, где нанести удар.
Они также помогли армейским спецподразделениям США, первая из которых прибыла в страну 19 октября 2001 года, соединиться с группами Северного альянса. Персонал Jawbreaker вместе с дополнительными совместными военными группами ЦРУ и США продолжал поддерживать связь с местными силами и американскими спецоператорами во время битвы при Тора-Бора в декабре 2001 года.
По данным ЦРУ, борт 91101 продолжал летать в Афганистане до 2012 года.
В декабре 2001 года российские власти арестовали подрядчиков, работающих на компанию Maverick Aviation, которые, как сообщается, пытались в Сибири приобрести дополнительные Ми-17 от имени секретного отдела концепций полетов армии и ЦРУ. Фирма вылетела в Петропавловск на Boeing 737, оборудованном как роскошный самолет, но у двух членов экипажа не было действующей визы. Сообщается, что у 16 пассажиров были туристические визы.
Ми-17 продолжают быть обычным явлением в небе Афганистана, хотя, возможно, это ненадолго, по крайней мере, в настоящий момент. Американские военные помогали афганским ВВС в программе по замене построенных в России вертолетов на свои UH-60A " Black Hawks" американского производства. Теперь, на "Черных ястребах" будут летать талибы. Спасибо Америка!