Найти в Дзене
Начиная всё сначала

Опять «злые учителя» просто так унижают «бедных детей». Как СМИ подрывают авторитет педагогов и дискредитируют школу

Так уж повелось, что наши отечественные журналисты и их читатели очень любят тему школьных скандалов, особенно если злодеем является учитель или директор. Такие новости привлекают к себе много внимания, создают живое и поистине «культурное» общение в комментариях между читателями, а «жертвы» учителей могут даже принять участие в каком-то телешоу и получить свою минуту славы.

В итоге, довольны почти все: СМИ и шоу повысили рейтинги, а читатели вывалили друг на друга накопленный негатив. Но только подобные материалы, где такое понятие, как «объективность», и не проходило мимо, наносят вред репутации учителей и школьного образования в целом, создавая и поддерживая их негативный образ в обществе.

Одна из первых картинок на запрос в поисковике «Типичная учительница». Согласитесь, довольно неприятный образ. Источник: livejournal.com
Одна из первых картинок на запрос в поисковике «Типичная учительница». Согласитесь, довольно неприятный образ. Источник: livejournal.com

Например, на днях НТВ сообщило, что в одной из школ Курской области директору не понравилась серьга в ухе восьмиклассника. Журналисты сочно и со смакованием излагают версию школьника, как директор в крайне грубой форме требовал убрать серьгу, но после отказа восьмиклассника сделать это, вырвал её сам. Школьник сфотографировал травмированное ухо, написал пост с обвинениями в адрес директора в соцсетях и пошёл с родителями в прокуратуру писать заявление.

И это вроде произошло в России, где учителя и администрация школ, запуганные чиновничьими и прокурорскими проверками, не способны на открытое оскорбление школьников, а тем более на грубые действия физического характера. Да сама эта ситуация это подтверждает — чуть что не так, это мгновенно окажется в соцсетях, а делом займётся прокуратура. Для меня случившееся слишком малореально в нынешней обстановке, но опять же, теоретически возможно всё, так что полиция разберётся.

Но больше всего интерес вызывает не само происшествие, а реакция общественности на него:

  • Во-первых, подавляющее большинство читателей мгновенно встало на сторону школьника, хотя расследование ещё далеко до финала;
  • Во-вторых, оказывается, у многих вроде бы уже взрослых людей есть обида на своих школьных учителей — прошло уже много лет после выпуска, но они до сих пор помнят, как «гадкая училка» посмела им сделать замечание за розовую чёлку или серьгу в носу;
  • В третьих, эта обида горит в людях жгучей ненавистью, которая при первой же возможности выливается в открытые оскорбления в адрес ещё только подозреваемых и не признанными виновными учителей.

Очевидно, что у большого процента населения страны школа вызывает лишь негатив, поэтому новости, когда «злой учитель» угнетает детишек, всегда вызывают отклик у читателей, и не удивительно, что СМИ так их любят. А вот случаи, когда жертвой школьника становится сам учитель, любят намного меньше: когда я искал информацию о таганрогском третьекласснике, то под большей частью статей были сноски, что «в Таганроге вышло так, а зато в такой-то деревне или таком-то городе учительница посмела сделать неадекватное замечание школьнице». Без сомнения, подобные новости как создают негативный информационный фон вокруг педагогов, так и не позволяют ему полностью исчезнуть.

Вот такие они, учителя: палец в рот не клади, дай только им повод кого-то унизить и дёрнуть за ухо. Источник: mirtesen.ru
Вот такие они, учителя: палец в рот не клади, дай только им повод кого-то унизить и дёрнуть за ухо. Источник: mirtesen.ru
Что поделать, любят люди читать про плохих учителей. Прошло чуть более недели с начала учебного года, а подобные материалы уже сыплются как из рога изобилия, даже по вроде бы пустяковым случаям.

Например, в Иркутске модный шестиклассник за лето целенаправленно отрастил волосы и пришёл в школу с хвостиком на голове (журналисты упорно подчёркивают, что хвостик якобы «самурайский», будто это имеет какое-то значение), но мальчика не допустили до занятий и попросили хвостик распустить. Как и курский восьмиклассник, этот школьник тоже отказался, и его продержали все шесть уроков в кабинете психолога, где завуч, директор и социальный педагог прочитали ему лекцию на тему, что «негоже мужчине ходить с такой причёской». Однако, право на образование ребёнка не было нарушено — учителя давали ему задания, и мальчик учился, но отдельно от одноклассников.

Собственно, вот — этот куцый хвостик и является причиной скандала. Источник: irk.kp.ru
Собственно, вот — этот куцый хвостик и является причиной скандала. Источник: irk.kp.ru

Мама стильного шестиклассника сразу же подняла волну возмущения, и после того, как подробности инцидента попали к журналистам, прокуратура занялась проверкой по факту нарушения прав учащегося и необоснованных требований к его внешнему виду.

Как всегда, органы правопорядка в конфликте между школой и учениками и их родителями не смогли остаться в стороне. Это характерная черта нашего времени.

Но обращу внимание — идёт проверка и уполномоченные на то люди ведут расследование, но новостные агентства уже растащили новость, и в комментариях творится шок и ужас — школа ни за что угнетает детей, учителям лишь бы пристать и сделать замечание, как так можно и т.д. и т.п. Сплошной поток негатива в сторону педагогов, а поводом для этого стал малюююсенький хвостик. Вроде бы мелочь, но уже какие последствия...

Администрация школы подтвердила, что шестиклассник в самом деле не был допущен до занятий из-за нарушения устава школы, согласно которому «мальчики должны быть коротко острижены, экстравагантные причёски и окрашенные волосы запрещены». И вот тут мне уже есть что сказать — устав есть устав, и его надо соблюдать как учителям, так и школьникам. Напомню, что глупых на должность директора обычно не берут, и устав они составляют так, чтобы по юридическим вопросам комар и носа не подточил. Внешний вид школьника нарушал устав школы, и хотя прокуратура начала проверку законности действий сотрудников школы, если проверка будет непредвзятой и объективной, то, скорее всего, нарушений закона в уставе они не найдут.

Нужно помнить, что школа это серьёзное место со своими порядками и правилами. Уж поверьте, во многих солидных фирмах (особенно зарубежных) тоже прописаны правила внешнего вида для сотрудников, которые они обязаны соблюдать. В таких компаниях нет людей с серьгами в носу, ирокезами на голове или татуировками на лице, потому что это нарушает деловой этикет. Если сотрудник захочет экстравагантно подчеркнуть свою «индивидуальность», то его сперва вежливо попросят убрать спорный элемент, а если откажется — хорошо, выход там.

Пример делового стиля. Конечно, в школе не всё так строго, но определённые требования к внешнему виду школьников всё же есть. Источник: insales.ru
Пример делового стиля. Конечно, в школе не всё так строго, но определённые требования к внешнему виду школьников всё же есть. Источник: insales.ru

Что до комментаторов, яростно нападающих на школу и учителей, а также вспоминающих свои школьные годы, то напомню, что их детство пришлось на девяностые и начало двухтысячных, когда все ходили в школу в чём угодно и как попало. Последние лет десять в школах прививается официальный деловой стиль в одежде, и я считаю, это правильно — настраивает на серьёзный рабочий лад. Что было нормально лет двадцать назад, уже никуда не годится сегодня. За прошлый учебный год я много раз был свидетелем того, когда дети приходили в школу в джинсах или с розовыми волосами, ибо «родители разрешили». В таких случаях школа ссылалась на устав и просила ребёнка привести себя в порядок.

Что было в девяностых и нулевых — там и осталось, не стоит равняться на тот бардак. Но боюсь, что некоторым людям это тяжело понять, и учителя для них априори угнетатели свобод и индивидуализма.

А вот что касается СМИ, то тут уже ничего не изменить. Вряд ли страсть к новостям с «плохими училками» является целенаправленным заговором с целью дискредитации учителей и школ в целом, скорее всего, это лишь погоня за сенсацией через «желтизну». Это востребовано у читателей, и, судя по сохраняющимся в обществе и образовании тенденциям, оптимистичного прогноза на будущее дать я не могу. Пока подобные новости популярны и это позволяет зарабатывать деньги, вакханалия в СМИ будет продолжаться дальше.

Жмите «Нравится», подписывайтесь на канал и высказывайте своё мнение в комментариях! Спасибо за уделённое статье время и удачного Вам дня!

  • «Учителя фальсифицируют выборы и поддерживают власть, поэтому они заслужили к себе плохое отношение!» Справедливо ли это?
  • Как обстоят дела со школьной формой в Японии, а также почему японские школьницы укорачивают свои юбки
  • Принципы и методы воспитания детей в японском обществе

#школьное образование #общество #учеба #учитель #дети #СМИ