Когда моему сыну было девять лет, он попал в автокатастрофу. Такси проехало на красный свет и врезалось в бок машины отца его лучшего друга. К счастью, никто не погиб, но было несколько переломов и сотрясений мозга. Эти травмы зажили, но психологическая травма моего сына потребовала больше времени и усилий для лечения и исцеления. Ему был поставлен диагноз посттравматического стрессового расстройства. После аварии он не мог выходить из дома. При виде машины ему было трудно дышать, а посадка в машину вызывала приступ паники. Мелочи стали пусковыми механизмами, и внезапно все стало для него слишком сложным. Я никогда не знала многого о подростковых тревожных расстройствах, а специалисты пренебрегали их изучением до недавнего времени.
Борьба с ПТСР и тревожностью моего сына превратилась в процесс исцеления для нас обоих. Я работаю консультантом по кибербезопасности и не имею опыта работы в сфере психического здоровья, поэтому вначале мне было трудно. Однако я читала исследования о том, что эмоции и настроение родителей влияют на эмоции и настроение их детей, и еще одно исследование, в котором говорилось о влиянии осознанного родительства на способность ребенка обеспечить комфорт другому ребенку. А программа Emotion Coaching Института Готтмана подчеркивает важность поддержки детских эмоций и помощи в их идентификации и обозначении, что способствует развитию эмоционального интеллекта в будущих отношениях.
Но я не хотела быть стрессовым фактором для своего сына. Я хотела, чтобы он был самым лучшим, каким только мог быть. Я хотела помочь ему справиться с его тревогой. Вместе с психотерапевтом моего сына мы узнали лучшие методы лечения его тревожности, и они помогли нам изменить ситуацию к лучшему.
Не торопитесь
Все не должно происходить сразу. Мой сын не торопился, когда ему это было нужно, и я никогда не торопила его. Иногда ему требовался час, чтобы выйти из дома, иногда - всего несколько минут. Когда речь идет о лечении психических заболеваний, не должно быть никаких сроков. Восстановление и лечение должны происходить в собственном темпе.
Я никогда не расстраивалась, когда моему сыну требовалось несколько часов, чтобы собраться и выйти из дома, и я следила за тем, чтобы он знал об этом. Умение быть внимательным родителем влияет на психическое здоровье вашего ребенка так же сильно, как и на физическое, поэтому я постаралась, чтобы он знал, что я никогда не сержусь и не расстраиваюсь, а только поддерживаю, понимаю и сострадаю.
Сначала маленькие шаги
Дом можно построить из тысяч кирпичей, устойчивых, плотно уложенных и скрепленных цементом. Я хотела, чтобы у моего сына было достаточно кирпичей, чтобы он чувствовал себя достаточно надежно, чтобы, как говорится в распространенной басне, волк не стал пыхтеть и отдуваться и не разнес все в пух и прах. Каждый маленький шаг был кирпичиком. Каждый кирпичик был важен, потому что он помогал формировать стены дома. Дом был безопасным пространством, где все было хорошо и знакомо. Эта визуализация очень помогла ему справиться с лечением от тревоги. Поскольку он мог видеть, как его действия в процессе лечения помогают ему постепенно сформировать это безопасное пространство, он мог продолжать работать над собой, даже когда ему казалось, что у него ничего не получается.
Поговорите о том, что и почему
Докопаться до корней тревоги моего сына было одним из главных факторов, которые помогли ему. Мы открыто и честно общались друг с другом; он говорил мне, что ему страшно выходить на улицу, а я делилась с ним чем-то в ответ.
Затем, когда он был готов, мы говорили о том, почему ему так страшно. Ему стало легче составить список ответов, опровергающих причины его тревоги, и в любое время, когда он чувствовал себя так, он мог прочитать его и успокоиться.
Придумайте планы на случай непредвиденных обстоятельств
Планы на случай непредвиденных обстоятельств - это хорошо. Придумывание решений о том, что делать в случае приступа паники или в любой другой ситуации, очень помогает. Мы с сыном провели мозговой штурм: какие ситуации могут вызвать у него тревогу и какие шаги он может предпринять, чтобы либо отстраниться от них, либо успокоиться настолько, чтобы справиться с ними, либо вообще избежать их.
Хотя у него было так много запасных вариантов для мелких ситуаций, что я не думала, что они ему нужны, я все равно поддерживала его, понимая, что это - знание того, что ты можешь справиться со своей тревогой - одно из самых важных осознаний, которое мог получить мой сын. Знание того, что я буду рядом с ним, если ему понадобится помощь, но знание того, что он может сделать это сам, действительно повысило его уверенность в себе и укрепило наши отношения.
Сейчас моему сыну одиннадцать лет. Он может выходить из дома. Он может ездить в машине. Он по-прежнему испытывает тревогу, но справляется с ней и продолжает расти благодаря тому, что научился справляться с ней. Он стал эмоционально умным и здоровым подростком, и я очень горжусь этим.
#семья #дети #психология