Найти тему
Ольга Пурчинская

#МоиЛюбимыеАртефакты. "Плот "Медузы"

Теодор Жерико. "Плот "Медузы". Лувр. Париж. Франция. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Теодор Жерико. "Плот "Медузы". Лувр. Париж. Франция. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

«Плот «Медузы» (Le Radeau de La Méduse) - полотно работы французского живописца Теодора Жерико, известнейший пример картины эпохи Романтизма. Этот шедевр мастер написал, находясь под сильным впечатлением от морской катастрофы (июль 1816 года), в которой пострадали пассажиры и члены экипажа фрегата «Медуза»; они были вынуждены покинуть судно, севшее на мель, и перебраться на плот.

Впервые картина была представлена публике в 1819 году на Парижском салоне. Публика и критика дали полотну неоднозначную оценку. Позднее шедевр выставлялся в Великобритании (также с переменным успехом). Это была выставка одной картины, которую организовал предприниматель Уильям Буллок.

После смерти Жерико (1824) его творение отправилось в экспозицию Лувра. Крупнейший музей Парижа приобрел картину при посредничестве друга живописца Пьера Жозефа Дедрё-Дорси. Сегодня «Плот «Медузы» обитает в зале французской живописи эпохи Романтизма.

Сюжет картины основан на реальных событиях, имевших место 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Для эвакуации пассажиров и команды терпящего бедствие фрегата «Медуза» предполагалось использовать несколько специальных лодок. Учитывая количество человек, для спасения всех понадобилось бы два рейса. Плот нужен был для временной перевозки груза с корабля. Инженеры, находившиеся на фрегате, предположили, что так получится снять его с мели.

Плот 20х7 метров соорудили под руководством географа Александра Корреара. Пока шел процесс, надвигалась буря и усиливался ветер. Вскоре в корпусе корабля образовалась трещина. Пассажиры и экипаж запаниковали. Боясь, что судно может разломиться надвое, капитан принял решение покинуть его. На фрегате осталось 17 человек, остальные 147 перебрались на плот, где было мало провианта. Средства навигации и управления отсутствовали.

Плот был оставлен на произвол судьбы, и положение эвакуировавшихся на него пассажиров имело катастрофические последствия. Отчаявшиеся люди выбрасывались в открытое море или устраивали бунты прямо на заполненной до отказа поверхности. Многие погибли, сражаясь за безопасное место в самом центре, около мачты, кого-то гигантские волны смыли за борт. И без того тяжелое положение усугубляли стремительно заканчивавшиеся припасы пищи и питьевой воды. После продолжительного разгула стихии в живых осталось 67 человек.

Осенью 1817 года появилась книга «Гибель фрегата «Медуза». Авторы, два очевидца, в подробностях описали продолжительное (почти месяц) скитание плота по водным просторам. Это сочинение глубоко потрясло многих французов, в том числе художника Жерико, который воспринял трагедию как личную. Кроме того, он увидел в сюжете долгожданную тему для будущей картины. События он воссоздавал, тщательно изучая доступные документальные материалы и регулярно беседуя с выжившими пассажирами.

Живописец создал сложную композицию из четырех групп персонажей. Он отказался от типовых канонических построений с использованием параллельных линий. Вместо этого Жерико сформировал энергичную диагональ.

Среди бездыханных тел есть один юноша, над которым склонился скорбящий отец. Далее взгляд зрителя перемещается к четырем «привилегированным» пассажирам, оккупировавшим наиболее безопасное место рядом с мачтой. Рядом отчаявшиеся люди пытаются подать сигнал о помощи проходящим мимо кораблям.

На первом плане картины - нагие тела мертвецов. Этот композиционный элемент представляет собой дань уважения излюбленным мастерами европейского искусства темам «Танца Смерти» и «Триумфа Смерти». Нагого покойника принято было воспринимать как «отсутствие всех благ». Такая натура противопоставлялась «божественной», «естественной» и «преступной».

Несмотря на то, что вода занимает на картине не очень много места, Жерико удалось передать предчувствие грандиозных масштабов грядущего удара бушующей стихии. В картине очень тонко соединились Жизнь и Смерть, Надежда и Отчаяние, Свет и Тьма.

Свою грандиозную работу художник завершил в июле 1819 года. В ожидании первой выставки на Парижском салоне он немного изменил нижнюю левую часть полотна, поскольку решил, что она недостаточно убедительна: появилось несколько новых тел (для одного из них Жерико позировал его друг Эжен Делакруа), в том числе соскальзывающих в море, а также человека, стоящего за оплакивающим сына отцом. Мастер переделал две перекладины в центре плота, а само средство передвижения несколько удлинил, тем самым создав ощущение, что люди сгруппировались на той части картины, которая находится ближе всего к зрителю.

Источник: http://artrepriza.com/avtor/redactor/2214-moilyubimyeartefakty-teodor-zheriko-plot-meduzy.html

#артефакт

#история искусств

#романтизм

#лувр

#живопись