Что влияет на композицию?
История развития композиции
Изучение истории развития композиции позволяет увидеть определенные этапы становления композиции в разные социальные эпохи, открытие конкретных объективных закономерностей и технических приемов, накопленных предшествующими поколениями мастеров.
Композиционные формы и закономерности складывались с первобытных времен. Порой композиционные формы превращались в догматические, рецептурные.
С течением времени, от эпохи к эпохе, композиционные формы усовершенствовались как с точки зрения чисто технической (улучшался инструментарий, технология изготовленных материалов и т. д.), так и с точки зрения художественных средств.
Композиция Древнего Востока
Композиции Древнего Востока значительно отличаются от первобытных. В первобытном искусстве предметы, как правило, не упорядочены, разбросаны, но уже в композициях Древнего Востока расположение объектов на плоскости подчиняется строгому порядку. Возникает почти жесткая упорядоченность, геометричность форм, расчленение поля на горизонтальные и вертикальные полосы, тесная связь с архитектурой и окружением. Отсутстсвует образное чувство. Все завязано на сложном иероглифическом выражении мысли.
Композиция Древнего Египта
Появляются новые приемы композиции. Это связано с развитием общественного мышления, с более активным познанием жизни. Открываются новые средства и закономерности, которые способствуют достижению правдивости художественных произведений. Более выразительным становится линейный рисунок, в котором уточняются пропорции частей изображаемого. Все большее значение приобретают цветовые и тоновые отношения.
Композиция Древней Греции
Алпатов писал: «…Греческие композиции приобретают большее единство...Греческая композиция в гораздо большей степени задумана как некое сложное, но органическое целое, в котором отдельные части связаны не только между собой, но и со всей композицией в целом». Однако здесь еще нет свободы композиционного решения. Она появляется значительно позже. Художественное мышление поднялось здесь на высокую ступень.
Композиция Средневековья
В средневековье отказываются от передачи глубины пространства, активного движения, жизненности и объемности фигур, что связывают с особенностями общества и экономики, с огромной ролью церкви, которая была против телесной красоты человека. Жесткие религиозные догмы запрещали изображать человека жизненным. Композиция в средневековье часто решалась орнаментально, где нашли отражение ритм и декоративное начало.
Композиция Возрождения
«Что производит на вас впечатление, когда вы на что-нибудь смотрите, когда что-нибудь развлекает вас, пленяет и наполняет радостью? Мы все согласны, могу я сказать, что красоту составляет отношение частей друг к другу и к целому вместе с красотой цвета, другими словами, — что красота в видимых вещах, как и во всем другом, состоит в симметрии и пропорциях…».
До эпохи Возрождения мы не имеем теоретических трудов, посвященных непосредственно вопросам композиции. Но творения художников Древней Греции убеждают нас в том, что они осваивали закономерности искусства в результате познания жизни, изучения анатомии, философии, что способствовало осмыслению и утверждению определенных закономерностей в искусстве.
Эстетика
Нем. Ästhetik, от др.-греч αiσθησις — чувство, чувственное восприятие.
Это отрасль философии, которая исследует природу искусства, красоты и вкуса, с созданием и оценкой красоты. Термин «эстетика» был введён немецким философом Александром Баумгартеном в его диссертации «Mediationes philosophicae de nonnullis ad poema pertinentibus» в 1735 году.
Виды композиции
1.Фронтальная композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью.
2.Объемно-фронтальная композиция, предусматривающая компоновку рельефных деталей на одной плоскости.
3.Объемно-пространственная композиция из взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях.
Техника изучения композиции
- В материальной среде:
- графика - перо/кисть и тушь линеры/рапитограф/ маркеры
- цвет - кисть и гуашь аппликация коллаж из журнальных вырезок
- макет - картон: декоративный, гофро-, пено - пенопласт дерево гипс
2. В цифровой среде:
- фотография;
- графические программы;
- программы 3d моделирования.