Найти в Дзене
Architecture & design

История развития и виды композиции

Что влияет на композицию? История развития композиции Изучение истории развития композиции позволяет увидеть определенные этапы становления композиции в разные социальные эпохи, открытие конкретных объективных закономерностей и технических приемов, накопленных предшествующими поколениями мастеров. Композиционные формы и закономерности складывались с первобытных времен. Порой композиционные формы превращались в догматические, рецептурные. С течением времени, от эпохи к эпохе, композиционные формы усовершенствовались как с точки зрения чисто технической (улучшался инструментарий, технология изготовленных материалов и т. д.), так и с точки зрения художественных средств. Композиция Древнего Востока Композиции Древнего Востока значительно отличаются от первобытных. В первобытном искусстве предметы, как правило, не упорядочены, разбросаны, но уже в композициях Древнего Востока расположение объектов на плоскости подчиняется строгому порядку. Возникает почти жесткая упорядоченность, геометри
Оглавление

Что влияет на композицию?

История развития композиции

Изучение истории развития композиции позволяет увидеть определенные этапы становления композиции в разные социальные эпохи, открытие конкретных объективных закономерностей и технических приемов, накопленных предшествующими поколениями мастеров.

Композиционные формы и закономерности складывались с первобытных времен. Порой композиционные формы превращались в догматические, рецептурные.

С течением времени, от эпохи к эпохе, композиционные формы усовершенствовались как с точки зрения чисто технической (улучшался инструментарий, технология изготовленных материалов и т. д.), так и с точки зрения художественных средств.

Композиция Древнего Востока

Композиции Древнего Востока значительно отличаются от первобытных. В первобытном искусстве предметы, как правило, не упорядочены, разбросаны, но уже в композициях Древнего Востока расположение объектов на плоскости подчиняется строгому порядку. Возникает почти жесткая упорядоченность, геометричность форм, расчленение поля на горизонтальные и вертикальные полосы, тесная связь с архитектурой и окружением. Отсутстсвует образное чувство. Все завязано на сложном иероглифическом выражении мысли.

«Штандарт из Ура» 2600–2400 гг. до н. э
«Штандарт из Ура» 2600–2400 гг. до н. э

Композиция Древнего Египта

Появляются новые приемы композиции. Это связано с развитием общественного мышления, с более активным познанием жизни. Открываются новые средства и закономерности, которые способствуют достижению правдивости художественных произведений. Более выразительным становится линейный рисунок, в котором уточняются пропорции частей изображаемого. Все большее значение приобретают цветовые и тоновые отношения.

-3

Композиция Древней Греции

Алпатов писал: «…Греческие композиции приобретают большее единство...Греческая композиция в гораздо большей степени задумана как некое сложное, но органическое целое, в котором отдельные части связаны не только между собой, но и со всей композицией в целом». Однако здесь еще нет свободы композиционного решения. Она появляется значительно позже. Художественное мышление поднялось здесь на высокую ступень.

-4

Композиция Средневековья

В средневековье отказываются от передачи глубины пространства, активного движения, жизненности и объемности фигур, что связывают с особенностями общества и экономики, с огромной ролью церкви, которая была против телесной красоты человека. Жесткие религиозные догмы запрещали изображать человека жизненным. Композиция в средневековье часто решалась орнаментально, где нашли отражение ритм и декоративное начало.

-5

Композиция Возрождения

«Что производит на вас впечатление, когда вы на что-нибудь смотрите, когда что-нибудь развлекает вас, пленяет и наполняет радостью? Мы все согласны, могу я сказать, что красоту составляет отношение частей друг к другу и к целому вместе с красотой цвета, другими словами, — что красота в видимых вещах, как и во всем другом, состоит в симметрии и пропорциях…».

До эпохи Возрождения мы не имеем теоретических трудов, посвященных непосредственно вопросам композиции. Но творения художников Древней Греции убеждают нас в том, что они осваивали закономерности искусства в результате познания жизни, изучения анатомии, философии, что способствовало осмыслению и утверждению определенных закономерностей в искусстве.

Decorated Roman alphabet, 15th century. Anonymous, French. Woodcut.
Via metmuseum
Decorated Roman alphabet, 15th century. Anonymous, French. Woodcut. Via metmuseum
Renaissance Ornament, No 5, detail, from The Grammar of Ornament, by Owen
Jones (1809-74). England, 1845
Renaissance Ornament, No 5, detail, from The Grammar of Ornament, by Owen Jones (1809-74). England, 1845

Эстетика

Нем. Ästhetik, от др.-греч αiσθησις — чувство, чувственное восприятие.

Это отрасль философии, которая исследует природу искусства, красоты и вкуса, с созданием и оценкой красоты. Термин «эстетика» был введён немецким философом Александром Баумгартеном в его диссертации «Mediationes philosophicae de nonnullis ad poema pertinentibus» в 1735 году.

Виды композиции

1.Фронтальная композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью.

-8

2.Объемно-фронтальная композиция, предусматривающая компоновку рельефных деталей на одной плоскости.

-9

3.Объемно-пространственная композиция из взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях.

-10

Техника изучения композиции

  1. В материальной среде:
  • графика - перо/кисть и тушь линеры/рапитограф/ маркеры
-11

  • цвет - кисть и гуашь аппликация коллаж из журнальных вырезок
Кузьмина Елизавета Александровна Сибирский федеральный университет
Институт архитектуры и дизайна
Кузьмина Елизавета Александровна Сибирский федеральный университет Институт архитектуры и дизайна

  • макет - картон: декоративный, гофро-, пено - пенопласт дерево гипс
Recreation Center’s Ceramics by Monica Khemsurov
Recreation Center’s Ceramics by Monica Khemsurov

2. В цифровой среде:

  • фотография;
  • графические программы;
  • программы 3d моделирования.
«Play With Your Egos» — pattern illustration Art Direction: LillyFriedeberg.com & Ann-Christin Euler
«Play With Your Egos» — pattern illustration Art Direction: LillyFriedeberg.com & Ann-Christin Euler