Найти в Дзене
Ак-Итиль

Как, противостоя злу, самому не стать бесом

В продолжение предыдущей темы о том, как детям (и не только детям) выжить среди людей и шайтанов. Мне задали вопрос: если речь о выживании среди бесов, то зачем тогда уроки о нравственности?
Вопрос, вроде, простой, но, скажем так, концептуальный. И ответ на него довольно прост: чтобы самим не превратиться в бесов - сиречь, шайтанов. Раньше, в древние и средние века, религия и наука были слиты воедино. Во времена т.н. "Эпохи просвещения", когда пошел процесс секуляризации, стали отделять, а часто и противопоставлять религиозное знание светскому. Думаю, теперь мы постепенно приближаемся к другому этапу, когда на новом уровне знаний и культуры религиозное, духовное наследие будет сближаться, интегрироваться со светскими науками. Получим ли мы в итоге универсальное знание - Бог весть, но человечество всегда к этому стремилось. Возвращаясь к теме статьи. В 90-ых годах советская коллективистская парадигма, провозглашавшая, что "человек человек - друг, товарищ и брат", сменилась другой,

В продолжение предыдущей темы о том, как детям (и не только детям) выжить среди людей и шайтанов. Мне задали вопрос: если речь о выживании среди бесов, то зачем тогда уроки о нравственности?

Вопрос, вроде, простой, но, скажем так, концептуальный. И ответ на него довольно прост:
чтобы самим не превратиться в бесов - сиречь, шайтанов. Раньше, в древние и средние века, религия и наука были слиты воедино. Во времена т.н. "Эпохи просвещения", когда пошел процесс секуляризации, стали отделять, а часто и противопоставлять религиозное знание светскому. Думаю, теперь мы постепенно приближаемся к другому этапу, когда на новом уровне знаний и культуры религиозное, духовное наследие будет сближаться, интегрироваться со светскими науками. Получим ли мы в итоге универсальное знание - Бог весть, но человечество всегда к этому стремилось.

Возвращаясь к теме статьи. В 90-ых годах советская коллективистская парадигма, провозглашавшая, что "человек человек - друг, товарищ и брат", сменилась другой, основанной на крайнем индивидуализме и потребительских ценностях. Простым языком ее можно сформулировать как "человек человеку - волк". Ну, или конкурент, в смягченном варианте. Причем, это произошло не просто так, а даже культивировалось, сознательно насаждалось средствами пропаганды. Коллективизм всячески высмеивался и опошлялся, по телевидению крутились передачи навроде "Слабого звена", где проигравшего бедолагу вышвыривали куда-то вниз, к общей массе недотеп. В воздухе витала идея: "обогащайся, не взирая ни на какие препоны! Всё дозволено!". На улице пошел разгул криминала, с общенародной собственностью было покончено.

То, что происходило в общественном, массовом сознании, научным языком именуется "атомизацией общества". Именно тогда в школах было убрано воспитание. Было решено, что учебное заведение не должно воспитывать, оно должно предоставлять (sic!) "образовательные услуги". А они, сами понимаете, не бесплатны.

К чему всё это привело, мы прекрасно теперь видим и начинаем осознавать. Коррупция, падение качества образования, рост влияния криминальных субкультур и молодежной преступности вплоть до массовых расстрелах в школах - это плоды всего того же нарратива, который был внедрен лет 30 назад.

По уровню подростковых самоубийств Россия вышла в число мировых лидеров - количество суицидов российских детей в три раза превышает средние международные показатели. Причем, началось это смертельное пикирование именно с 90-ых, за это время количество детских, подростковых самоубийств практически удвоилось.

Просто трезво посмотрите на все эти факты и честно скажите: нужно ли детей учить выживанию в современном обществе, в котором идут активные и противоречивые процессы? Нужно ли их учить трезвому взгляду на окружающую действительность или достаточно придерживаться прежнего формализма и демагогии в этом плане, предоставляя всему идти своим чередом? Мне кажется, для всякого неравнодушного человека, не утратившего эмпатии, ответ тут очевиден.

Не сказать, что в минувшие 30 лет ничего не было сделано для решения этих задач. Делалось, но в рамках той потребительской парадигмы, которая стала в обществе главенствующим мейнстримом. Шли курсы и выпускались книги: "Как стать стервой", проводились тренинги, разные коучинги для повышения личностной эффективности. Но это все, разумеется, имело сугубо индивидуалистскую направленность и было на платной основе.

Что можно противопоставить "эффективному эгоизму" со стороны "разумного гуманизма"? Безусловно, то, о чем писалось раньше: синтезированный курс морально-этического воспитания школьников, который будет дополнен духовным опытом традиционных религий. Только так можно развить необходимые компетенции учащихся по выживанию в современном обществе, объяснить сложные нравственные проблемы, в т.ч. и то, как борясь ос злом, самому не перейти на сторону тёмной силы. Что, кстати, было талантливо показано в III эпизоде известной медиафраншизы "Звездные войны". Подобным этическим проблемам большое внимание уделено в Коране, где прямо призывается не переходить установленные границы в борьбе со злом. Этому же учит и христианство. И без актуализации таких бесценных духовных знаний человечества выстроить эффективную духовно-нравственную работу среди подрастающего поколения практически невозможно.