Белый цвет - один из самых сложных, и, наверное, имеющий наибольшее количество вариантов при отделке деревянных изделий. С помощью белого цвета можно скрыть дефекты, подчеркнуть фактуру, задать акценты, визуально расширить пространство. Но при этом белые краски, лаки и колеры при работе с деревом могут быть очень капризны и могут устроить неприятные сюрпризы даже опытным мастерам, а тем более новичкам.
Сегодня поговорим о нюансах работы с белым цветом
Глухая непрозрачная покраска
Часто встречающийся вариант. На мой взгляд, глухая белая покраска дерева эмалью приемлема, когда нужно скрыть дефекты дешевой древесины: зашпаклеванные трещины и сучки, синеву от грибковых поражений, неудачную склейку. В остальных случаях лучше раскрыть и подчеркнуть природную фактуру древесины.
Но многие считают иначе, многим нравится равномерная белая поверхность, мало отличимая от пластика. Дело вкуса.
На самом деле, при глухой покраске тоже есть варианты. Можно использовать глянцевую эмаль, а можно матовую, с разной степенью блеска: от шелковистого, до полностью матового, как известковая побелка. Можно сделать поверхность полностью гладкой с помощью шлифовки и выравнивающих грунтов, а можно наоборот, подчеркнуть рельеф текстуры с помощью брашировки. И всё это будет давать совершенно разный эффект.
Многое зависит и от породы древесины: от бука, берёзы, клёна, ольхи, например, можно добиться идеальной гладкости. С сосной и лиственницей это будет сложнее. А чтобы скрыть фактуру дуба или ясеня придётся использовать специальные грунты (хотя скрывать фактуру дуба – это довольно странная затея, как мне кажется).
Возможные проблемы
- Пыль, насекомые и дефекты, проявляющиеся при покраске. На белой поверхности любая прилипшая соринка будет заметна, особенно на глянцевой эмали. Трещинки, вмятины и прочие неровности, не устранённые до покраски, могут стать очень заметны
- Желтые или цветные пятна, появляющиеся после покраски. На хвойных породах пятна могут появляться в местах скопления смолы и вокруг сучков. На дубе, ясене, вязе, из-за содержащихся в древесине дубильных веществ пятна могут проявиться при использовании красок и лаков на водной основе (нитро, алкидные, полиуретановые материалы этой проблемы не дают). Также пятна могут проявляться от цветной шпаклёвки, пометок маркером или плесневых поражений (если краска/лак на водной основе)
Решение
Тщательно подготавливать поверхность: шпаклевать, шлифовать, просматривать под лампой. Шпаклёвку использовать только белую.
Смолянистые участки обрабатывать скипидаром. Использовать специальные блокирующие грунты-изоляторы.
Лесирующая (прозрачная) отделка
Основные виды материалов для лессирующей белой отделки: колерованное масло и воск, колерованные лаки и пропитки, белые морилки и бейцы. У каждого своя технология работы и свои особенности, подробно рассказывать о которых нужно в отдельных заметках.
Скажу коротко:
Морилки, бейцы, лаки и пропитки позволяют добиваться нужной степени прозрачность за счёт количества слоёв: чем больше, тем менее прозрачное получается покрытие. Пр этом чем больше слоёв, тем меньше видна фактура дерева, а для чего нам прозрачная отделка, как не для того, чтобы фактуру показать. Тут важно выбрать компромисс.
С маслом и воском всё по другому: яркость и насыщенность белого цвета зависят от самой древесины, степени шлифовки, количества колера в составе, метода нанесения, времени выдержки и некоторых других факторов.
Как добиться желаемого результата
Посмотрите образцы выкрасок в магазине или у представителя фирмы-производителя, но не доверяйте выкраскам полностью. Если понравился какой-то вариант, узнайте технологию, по которой делалась выкраска. При возможности купите небольшой пробник приглянувшегося материала и сделайте несколько выкрасок самостоятельно (если эту работу будете делать вы), на вашей древесине. Тогда вы будете точно знать, до какой степени шлифовать, сколько слоёв наносить. Если покупать лак/масло, ориентируясь только на изображение цвета на этикетке, можно очень сильно промахнуться.
Нанесение лака поверх белой морилки или эмали
Иногда на белую эмаль дополнительно наносят слой лака. Это делается либо для дополнительной защиты от истирания, либо для закрепления патины или декоративной росписи. Морилки и бейцы обязательно закрывают лаком, иначе они быстро протрутся.
Важный момент: поверх белого цвета можно наносить только акриловые лаки. Алкидные, уретановые, полиуретановые лаки будут давать желтизну, причём со временем желтизна проявится сильнее.
Надеюсь, я убедил вас, что работа с белым цветом - дело непростое. Чтобы быть уверенным в результате лучший вариант - обратиться к мастеру, работу которого вы уже видели. Если хотите красить самостоятельно или обратиться к тем, кто ещё не выполнял работ именно в нужном вам варианте, делайте пробные выкраски с пометками, что и как наносилось. Тогда вы сможете в случае необходимости добиться такого же оттенка даже при следующем ремонте.
Вопросы по теме можно задавать в комментариях: что знаю - расскажу.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Моя группа ВКонтакте: Столярная мастерская "Дело Мастера"
Инстаграм: @crimean_woodworking