Вторая половина 18 века ознаменовалась бурным развитием естествознания, свободомыслия, обращением к практике как к основному источнику познания природы. Быстрыми темпами развивались прикладные науки. От теоретических рассуждений, характерных для ученых мужей Древней Греции и Рима, естествоиспытатели 17-18 веков перешли от словесных баталий и умозрительных концепций к экспериментальным работам. Именно в этот период сложился один из основных принципов современной науки – «любая теория, концепция или даже рабочая гипотеза должна быть подтверждена корректно выполненными экспериментами». Исследования Луиджи Гальвани, работы Антуана-Лорана де Лавуазье, Джеймса Уатта и многих других не могли не сказаться на философских концепциях - в кругу мыслителей того времени распространялись идеи атеизма, да и у многих простых граждан зрело негативное отношение к священнослужителям - из-за стяжательства многих из них. Основные труды таких философов-атеистов как Жан Мелье, Поль Анри Гольбах, Клод Адриан Гельвеций, Гендрик Леруа - переведены на многие языки мира и легко доступны.
Однако полностью отвергнуть существование Бога у многих не получалось. Хотя инквизиция осталась в прошлом, открыто признать себя атеистом в середине 18 века являлось смелым решением – можно было легко лишиться профессорского звания, потерять учеников и престиж в обществе. Даже позднее - отлучение от церкви являлось суровым наказанием. Из истории своей семьи, как вспоминала бабушка, её отец, работавший путевым обходчиком в Ярославской губернии (сравнительно престижная должность по меркам 19 века) каждое воскресенье (единственный выходной) должен был являться к утренней молитве обычно вместе с домочадцами, хотя порой ему этого и не очень хотелось. В случае пропуска воскресной молитвы местный священник не упускал случая укорить прадеда.
Возвратимся к 18 веку, опустив некоторые подробности. В это время возникла концепция деизма, согласно которой Всевышний сотворил вселенную (впрочем, никто не знает какие её границы были в 18 веке), а в повседневные дела людей особо не вмешивается. Это полностью расходилось с догматами христианства, согласно которым – Бог всезнающ, всемогущ, вездесущ и обладает провидением.
Наверное, наиболее известным деистом был Франсуа-Мари Аруэ, известный более под псевдонимом Вольтер (1694-1778). Рьяно выступая против служителей церкви (самое известное выражение - «écrasez l’infâme» «уничтожьте подлую», часто неверно переводимое как «раздавите гадину»), он поддерживал морально-нравственные принципы, заложенные в христианстве и не искаженные в последующем многими священнослужителями. Современники Вольтера рассказывали об одном эпизоде. Когда Вольтера спросили, есть ли Бог, он плотно закрыл дверь и затем сказал: «Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания». И другое более известное изречение на эту тему - Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать, написанное Вольтером на форзаце анонимной брошюры «О трех мошенниках», в которой язвительно осуждались три главные монотеистические религии.
Здесь мы плавно переходим к основной части заметки. В 18 веке суждениями, мнениями, фактами обменивались часто при личных беседах. Встречи, которые проходили в домашней обстановке, нередко носили непринужденный характер, хотя по пышности, конечно, уступали балам и приемам, которые устраивала европейская знать. Вольтер был неплохо знаком со многими энциклопедистами и мыслителями того времени –Жан-Жаком Русо, Монтескье, Дидро, Д’Аламбером, Гольбахом - со многими он переписывался, с некоторыми был знаком лично. Наиболее известны были приемы Вольтера в поместье Ферней, которое он приобрел в Швейцарии - въезд Вольтера во Францию в то время был запрещен. Поместье Ферней располагалось на границе со Францией и фактически стало местом паломничества для новой интеллигенции. На встречах обсуждались вопросы политики, естествознания, философии и, конечно, религии и атеизма. Один молодой человек, которого представили великому философу (история не сохранила его имени, впрочем как и многих других последователей Вольтера - вольтерианцев) слишком бурно отстаивал атеистические принципы. Возникла полемика. По мнению Вольтера нетерпимым может быть только религиозный человек. Тогда Вольтер ответил, что верует в существование Бога, а доказать обратное не получится. Это суждение мастерски обыграно в советском фильме «Берегись автомобиля».
Однако молодой человек не растерялся. Суть его предложения заключалась в следующем. Давайте организуем небольшой эксперимент. Я охотно предполагаю, что Бог всезнающ и всемогущ. Очевидно, что во Франции всё больше распространяется неверие и атеизм, и для того, чтобы пресечь это, надо нижайше попросить Всевышнего выполнить какую-то несложную просьбу землян – не стоит просить Бога сделать всех богатыми, здоровыми или счастливыми, достаточно попросить выполнить одну небольшую просьбу. После этого молодой человек демонстративно вынул из кармана игральные кости и промолвил: давайте закажем три особые кости – 5 граней на каждой будут чистыми, а на 6-ой изображен лик святого отца или святого сына или святого духа. В течение месяца попросим во всех церквях и храмах молиться об удаче эксперимента. По прошествии данного времени поручим невинному мальчику или девочке бросить кости: если на всех костях выпадут божественные лики - существование Бога будет доказано.
Молодой человек, наверное, неплохо разбирался в статистике – такая вероятность составляет 1:216 (1/6*1/6*1/6 = 1/216) и не может быть объяснена простой случайностью. Предложенная организация эксперимента возмутила Вольтера – как лики Бога на игральных костях ? – это уже совсем богохульство. Следует сказать, что игра в кости в 18 веке была весьма распространенной азартной игрой и запрещена церковью. Мог бы юноша предложить что-нибудь более благообразное? Наверное, да - например, вытянуть из трех стопок специально сделанных домино костяшки с соответствующими изображениями. Кстати, домино было специально распространено итальянским монахами в качестве замены игры в кости (и других азартных игр) и разрешено церковью. Молодой человек покинул компанию философов и дальнейшая судьба его не известна; по крайней мере, известным философом он не стал. Честно говоря, сложно ожидать чего-то выдающегося от человека, у которого в кармане как бы случайно имеются атрибуты для азартной игры. Вольтер как сторонник деизма, отверг саму идею эксперимента – Творец не вмешивается в мелочные дела людей. С другой стороны, Вольтер, сам неплохо разбирался в математике. В 1729 г. он вместе с другом – математиком, астрономом и путешественником Шарлем Мари де ла Кондамином сумели найти слабое место в правительственной лотерее и заработать неплохие деньги.
О неприятном разговоре вскоре забыли, а спустя несколько лет грянула Великая французская революция, и тут уж было не до философских споров.
Отметим, что последние отголоски деизма сошли на нет после смерти великого философа. Наверное, последним известным человеком, причислявшим себя к деистам, был Нил Армстронг – американский астронавт, первым ступившим на Луну. По-человечески его можно понять. NASA, безусловно, тщательно готовила полет на Луну, Армстронг был подготовлен физически и психологически – но вдруг что-то пойдет не так? – может быть хоть Бог поможет.
Надо отметить, что любая концепция, а тем более учение, должны быть подтверждены экспериментально, а лучше – многолетней практической деятельностью человека, причем экспериментальные доказательства по всем канонам современной науки и здравому смыслу должны проводиться самим человеком, предложившим данную теорию или, по крайней мере, его последователями, Выдвинуть любую концепцию, очевидно, может каждый человек, способный к фантазированию, но не лишенный здравого смысла.
Фигура Вольтера на протяжении десятилетий привлекала пристальное внимание философов, историков, писателей. И, конечно, не могла не обрасти мифами и легендами. Одна из распространенных легенд, озвученная теологом Сиднеем Коллеттом в 1905 г., заключалась в том, что Вольтер якобы говорил, что через сто лет после его смерти христианство будет стерто с лица земли и уйдет в историю. Проверить это устное заявление трудно, но более сложно в него поверить – Вольтер полностью не отрицал христианство. Бытуют и другие мифы. Может быть описанный случай - тоже красивая легенда? Эту историю рассказала мне моя тетушка, учитель французского языка, работавшая в начале 70-х годов прошлого века переводчиком в Алжире, а ей её поведал француз, который после окончания Сорбонны приехал в Алжир как преподаватель французского и других дисциплин местным жителям.
Так или иначе, предложенный эксперимент заслуживает внимания. Провести его несложно, незатратно. Безусловно, надо исключить мошенничество, а в качестве носителя информации выбрать любой индифферентный предмет, например, белый шарик или конверт. Успех эксперимента, конечно, пойдет на пользу церкви - в этом нет ничего плохого: если корректно проведенные эксперименты противоречат теории – надо менять теорию, а не отвергать экспериментальные данные. Отрицательный результат ничего не докажет – может быть плохо молились Богу или не тому Богу или Бог не услышал наши молитвы или человек, достающий шарик, был греховен. А может быть Вольтер с его идеями деизма был прав? Неплохо бы распространить этот эксперимент и на другие конфессии.
Забвение этого эксперимента на 200 лет может быть связано ещё и с тем, что многие люди хотят во что-то верить, особенно в тяжелые периоды жизни, и отказываются от любых доводов. Да и власть предержащим проще управлять религиозными людьми. Так, древние греки «поселили» своих Богов на горе Олимп – всего 2917 м над уровнем моря, и возникает естественный вопрос – неужто за несколько веков никто из жителей Эллады не удосужился подняться на гору Олимп и проверить, как там живут Боги. Первое успешное восхождение на Олимп совершено лишь в 1913 г. Может альпинисты подсознательно боялись кары Зевса?
В заключение отмечу, что лично мне не хотелось бы медлить с проведением эксперимента, предложенного Вольтеру – уж скоро предстоит дорога в мир иной, так что пока не поздно можно успеть креститься или принять ислам.