12 сентября 1998 года на стадионе «Звезда» в Перми состоялся матч 1/16 финала Кубка России, в котором местный «Амкар» принимал московский «Спартак». Провинциальная команда второй лиги, созданная три года назад, против пятикратного чемпиона страны, приехавшего к тому же в самом что ни на есть боевом составе. Казалось бы, какие могут быть сомнения в исходе матча?
Гости владели подавляющим преимуществом, но в первом тайме моментов создали по минимуму. Взялись за дело спартаковцы во второй половине встречи, однако мяч упорно не шел в ворота переборовших предматчевый мандраж пермяков. Гости обстучали все штанги, не оставили вниманием и перекладину, а голкипер «Амкара» Игорь Уралев поймал кураж.
На 83-й минуте он в очередной спас ворота от неминуемого гола после удара Максима Бузникина, «Амкар» неожиданно побежал в контратаку, которую точным выстрелом в дальний угол завершил Владимир Бенедский. Спартаковцы устроили навал, но хозяева стояли стеной. Финальный свисток утонул в реве переполненного стадиона.
Вспоминает Константин Парамонов – легендарный пермский форвард, забивший за «Звезду» и «Амкар» более двухсот мячей, ныне главный тренер димитровградской «Лады»:
«Популярность набирали очень тяжело. У всех в крови была «Звезда», а «Амкар» не воспринимали – считали, что «Звезда» распалась из-за того, что «Амкар» забрал у нее игроков и спонсоров. Это, конечно, не так. «Амкар» – отдельный клуб со своими источниками финансирования. Но люди все равно говорили: «Лучше бы «Звезде» помогли, чем новый клуб делали». Стали набирать популярность через игры – во второй лиге шли на первых местах, народ стал ходить. А первый раз собрали полный стадион в кубковом матче со «Спартаком» в 1998 году.
«Спартак» в тот день сидел на наших воротах все 90 минут, но мяч никак не хотел к нам залетать. Они нас лишили мяча, но поле было невысокого качества, и это мешало им играть в пас. Моменты у них были смешные. Мяч не шел в ворота – то рикошет, то попадет в кого-то, все штанги облизал. Бедный наш вратарь как рыба в воде метался. Впереди тоже весело. Мне дают передачу вперед, я бегу – а против меня четыре защитника. Что-то пытаюсь сделать, меня накрывают, поворачиваюсь, а наши все стоят на своей половине и на меня смотрят. Это было что-то. Так набегался, что в конце игры у меня ноги свело, заменяться пришлось. Вышел свежий Рыбаков, он зацепился за мяч в штрафной, скинул Бенедскому, и он по катящемуся мячу пробил. 1:0. После этого мы не то что на своей половине оборонялись, мы уже буквально в своей штрафной сидели – стенку у ворот ставили и отбивались. Потом минимум неделю весь город праздновал.
Начальник команды Гребенюк и президент Чупраков обсуждали премиальные до матча. Гребенюк сказал: «Им хоть 10 тысяч долларов пообещай – все равно не выиграют». В итоге у нас были тройные премиальные. Но мы тогда лидировали во второй лиге, знали, что выходим в первую, постоянно выигрывали, так что зарабатывали неплохо и в лишних деньгах не нуждались».
Кстати, за «Амкар» все 90 минут в том матче отборолся 20-летний Константин Зырянов. О его дальнейшей футбольной судьбе известно всем, а вот спортивное будущее главного героя матча, автора исторического гола Владимира Бенедского, не сложилось.
Однажды Бенедский с женой, детьми и другими футболистами поехал гулять в парк. Когда возвращались в автобусе, двое пристали к жене одного из игроков. Владимир заступился, а его пырнули ножом. Операция, больница. Клуб его не бросил, помог с работой – бывший футболист устроился таможенником в Домодедово.
А пермский «Амкар» на эмоциях от победы доиграл сезон и завоевал путевку в первый дивизион. «Спартак» через несколько дней после поражения в Перми уступил ЦСКА со счетом 1:4, но отлично стартовал в группе Лиги чемпионов, взяв верх на выезде над «Штурмом» (2:0) и одержав волевую победу над мадридским «Реалом» (2:1).
Матч красно-белых с действующим победителем Лиги чемпионов в Перми смотрели с особыми чувствами: ведь если «Спартак» выигрывает у лучшего клуба Европы, а «Амкар» выигрывает у «Спартака», то получается, что именно «Амкар» самый сильный в Европе?