Извечный вопрос: что происходит, почему книги Стругацких не получается достойно экранизировать, что не так? Практика показывает - на это нет ответа.
Вот Бондарчук например, "Обитаемый остров", вроде всё есть вполне смотрибельно, только атмосфера книги куда-то испарилась. Внутри у вас скребётся ощущение - что-то не то. Может из-за того, что некоторых линий сюжета или сцен просто нет, или наоборот, левые и лишние, память не может совместить оригинал с новоделом. А может из-за разного понимания художественного произведения? Где режиссëр, а где мы. Но не думаю что это так, в книге всё ясно как божий день. Получается, что литературный язык Стругацких, всё таки слишком сложен для адаптации в кино. Эхх.. (тут я вздохнул) не знаю.
"Сталкер" Тарковского. Но это, как говорится, другое. Из книги там взят только главный герой, его дочь, зона, всё! Жена сталкера совсем другая, она "ментор", её драматическая составляющая идеально вписана в фильм и не имеет отношение к книге. Тарковский вместе с авторами сценария поступил не так разрушительно как режиссëр Лопушанский. Грубо говоря, они взяли главных героев, допустим только экипаж Пегаса, и отправил их на поиски не третьей планеты, а в другую галактику. "Сталкер" конечно не экранизация, пройдя через многие мучения, Стругацкие выносили как бы отдельный сценарий, фильм это самостоятельное произведение, умное и красивое.
А в фильме "Гадкие лебеди" Лопушанский взял всё и сразу, но всё исковеркал странными вставками, разрушил сюжет и заменил его чем попроще. Выкинул по его мнению ненужные сцены и вызвал у меня ощущение некой сатиры от замены имён, насчёт актёрской игры, так и хочется закричать - не верю! От Кортнева такой игры не ожидал, честно, пусть берут пример с Фрейндлих и Солоницына.
Может быть технически фильм и неплох, снято достойно, только если не сравнивать с ощущениями от книги, умные мысли есть, но другие. Переиначено всё, на костях автор воздвиг сей шедевр.
Для того, что б хоть немного понять смысл литературного произведения, в молодости мне пришлось прочитать добрую половину страниц. Здесь же, в самом начале тебе всë разжевали, от этого коробит и оскорбляет, режиссёр тупо лишил нас интриги и тайны, а это неинтересно. Видно, что Лопушанский пытается передать атмосферу Сталкера, по музыке получается, но не более того, это "Гадкие Лебеди": другая мораль, другая философия и совершенно иные умные мысли.
Нет приключений. В книге Банев вообще-то немного хулиган, любит выпить и за словом в карман не лезет. По сравнению с этим интеллигентом.. куда там.
В книге сплошная движуха и волнение нон-стоп вокруг конкретной тайны, а Лопушанский раз, и всё разгадал. Кто такие мокрецы, зачем их надо убить, и почему дети такие. Идея воплощённая в фильме довольно плоская, дети и мокрецы превращаются в некое подобие секты - нет никаких Гадких Лебедей! Так проще, разрушение изначальной мысли заложенной в книгу.
Существует одна вещь, за которую можно честно сказать режиссëру спасибо: атмосфера книги, (которую Бондарчук потерял где-то по дороге) она бережно перенесена. Однако я был очень удивлён, нет сюжетной линии Дианы, очень, очень нужной. В книге она для Виктора словно спасательный круг, в этом море лжи и тоски, Банев совсем один в этом фильме, семья не считается.
Финал. Смотрится как левая пристройка, причём довольно упрощённая, совершенно не соответствующая мощи литературного произведения. Но по фильму, она как-бы очевидна, её легче придумать, и как кажется автору, очень трагична. Возможно. Мрачный фильм с мрачным концом, вот так.. просто. Кажется что это логично, но это не так, если берëшься за такой материал, надо ставить планку повыше.
В книге совсем другой финал. После всего этого социального ужаса и насквозь промокшего города, Стругацкие дают людям надежду, которой нам так не хватает. Дождь перестал лить, взошло солнце, дети в порядке - живы-здоровы, кажутся теперь такими взрослыми. И они начнут менять этот чудовищный мир, пусть даже по своему.
В своëм мнении я лишний раз утвердился, мне не хочется рассматривать этот фильм как экранизацию. За стеной дождя Лопушанского, пропал горизонт событий и принцип реальности авторов, узкая грань пространства, между недоказанностью и философией. Не могу с ним согласится, я слишком люблю эту книгу.
- Где же ваши мокрецы?
- Мокрецов нет - сказал Голем.
- Как так.. нет? - спросил Виктор.
- Мокрецов нет - повторил Голем. - Можете считать, что их не было...
Немного из другого фильма, но думаю вы поймëте.
На этом всё. Смотрите хорошие фильмы, комментируйте и не забывайте про лайк.