Найти тему
Catalyst

Каталоги автомобильных катализаторов

Про автокатализаторы слышал, наверное, каждый. Это устройство в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, которое помогает очищать выхлопы от вредных соединений. В идеале на выходе после автокатов должны оставаться только углекислый газ и вода - безвредные вещества, входящие в состав... кока-колы, например. Но в связи с тем, что реальный мир устроен сложнее, проверять безвредность выхлопа на себе я бы все равно не рискнул. Тут есть несколько причин:

1. Даже последние действующие нормы выброса Евро-6 допускают наличие вредных компонентов порядка 1 г/км.

2. Согласно стандарту Евро-6 нейтрализаторы должны проверяться производителем на работоспособность каждые 100000 км или каждые 5 лет, в зависимости от того, какой критерий наступит ранее. Испытания на долговечность устройств контроля загрязнения выполняются из расчета 160000 км. Таким образом, сроки эксплуатации даже внешне исправного катализатора ограничены и в условиях рынка подержанных автомобилей его эффективная работа сомнительна.

3. Автокатализаторы подвержены физическому износу, особенно в условиях неправильной работы двигателя, могут оплавляться или рассыпаться при механических нагрузках и ударах.

4. Как показывает практика, реальные выбросы даже на новых автомобилях могут отличаться от заявленных в стандарте в десятки раз.

Так или иначе, для каждого автовладельца существует высокая вероятность замены каталазитора. И вот тут начинается настоящий квест: что делать с вырезанным отработанным катализатором? Ситуации могут быть разные, постараюсь остановиться на них отдельно. Самое главное, что необходимо знать хозяину б/у катализатора - в нём почти всегда находятся драгметаллы (платина, палладий, родий). Драгметаллы стоят денег, поэтому описанные далее случаи строятся вокруг этого факта. Содержание драгметаллов в катализаторе, заложенное производителем на стадии изготовления, зависит от технологических допусков, от модели автомобиля, года изготовления, рынка сбыта. Плюс в ходе эксплуатации на содержание начинают влиять пробег, качество топлива и другие факторы. А потому цены на комплект катализаторов с авто могут варьироваться от 0 до 2000$ и выше.

СИТУАЦИЯ 1. Владелец выбрасывает катализатор.
В последнее время такая ситуация встречается всё реже, но она имеет место. Добросовестное СТО отдает катализатор хозяину автомобиля, а тот не знает что с ним делать дальше и в лучшем случае складирует где-нибудь в гараже или во дворе. На всякий случай. В худшем - отдаёт первому встречному на утилизацию. Мне доводилось слышать истории, как по дворам Полесья ходил "стоматолог" из Украины, который скупал за символическую цену катализаторы - якобы в качестве источника керамики для изготовления зубных протезов.

СИТУАЦИЯ 2. Оставить катализатор в СТО.
Достаточно распространенный случай, который осуществляется в разных вариациях, в зависимости от талантов сотрудников СТО.

* Осуществление "бесплатной замены катализатора". В большинстве случаев это сводится к замене катализатора на пустую обманку и прошивку электроники. Чаще всего такая "бесплатная замена" кратно покрывает реальную стоимость работ. Вариант с "бесплатной заменой" может выглядеть следующим образом:
- Вы мне можете заменить ремень ГРМ?
- Конечно! Тут, ещё знаете, у двигателя тяга как-то не очень, давайте мы вам ещё и катализатор бесплатно заменим.
А может выглядеть и в более экзотической форме.
Приводятся случаи, когда катализаторы на СТО меняют без ведома клиентов. Встречается, что при плановой замене катализатора в яму выбиваются одни куски керамики, а из ямы извлекаются другие.

*Выкупить катализатор у клиента. Вполне достойный вариант, имеющий право на существование. Здесь самое главное - это цена, по которой сотрудники СТО готовы за него заплатить. Чаще всего оборудования для определения состава у них нет, но у них есть опыт работы с переработчиками и перечень каталогов, на основании которых они ориентируются в стоимости разных типов катализаторов. Про каталоги будет ниже, но если клиент СТО - человек в теме автокатов прожженный, то есть смысл поторговаться, в противном случае надёжнее сдать катализатор в переработку самостоятельно.

* Убедить клиента, что катализаторы - чрезвычайно вредные канцерогены. Доля истины в воздействии автокатов на организм есть. В серьезных центрах переработки катализаторов сотрудники работают исключительно в комбинезонах и масках.


Переработка катализаторов в УП "Унидрагмет БГУ".
Переработка катализаторов в УП "Унидрагмет БГУ".

Однако такие меры предосторожности в первую очередь связаны с технологией производства и режимом работы сотрудников, которые занимаются мелкодисперсным измельчением автокаталазатора 40 часов в неделю. Риски нанести вред своему здоровью при разовых контактах с кусками керамики точно многократно меньше, чем у ребят из СТО, желающих отвезти катализаторы в центры переработки самостоятельно.

Ситуация 3. Сдать катализатор в центр переработки самому.
Здесь так же имеются нюансы, в которых желательно ориентироваться. У компаний переработчиков могут быть разные условия работы с клиентом. В одних организациях осуществляется непосредственный выезд по адресу клиента. Другие покупают катализаторы только в стационарных пунктах приёма. Третьи работают только с оптовиками. В общем случае процесс сдачи катализатора может выглядеть примерно так, как на этом видео:

Нужно уточнить ещё один момент. Итоговая цена за катализатор определяется количеством в нём драгметаллов и их текущей стоимостью на бирже (например тут или тут). Состав определяется специальным рентгеноспектральным оборудованием, после чего из общей стоимости драгметаллов вычитаются затраты на переработку. В разных организациях затраты разные и формулы расчёта цены разные, но цены в любом случае привязаны к составу. Отсюда главный вывод - угадать по телефону точный состав катализатора для конкретного автомобиля ни одна перерабатывающая организация не сможет. Крупные переработчики ведут собственные базы данных, в которых отмечают составы катализаторов, прошедшие через их руки. Но даже в этом случае исходные технологические допуски, условия эксплуатации авто и метрологические ограничения не позволяют получить точную информацию. На практике интервал, в котором может колебаться цена катализатора с одними и теми же серийными номерами, обычно составляет ±15-20%. Более того, отличия в 5-10% могут наблюдаться даже для катализаторов в банках с одинаковой маркировкой, которые стоят в левой и правой частях одной и той же выхлопной системы автомобиля. В принципе, с таким разбросом можно мириться, поэтому если катализатор есть в базе данных компании, клиенту по телефону могут озвучить среднюю цену, которая может быть очень близка к реальной. Наиболее точно спрогнозировать стоимость катализатора можно по номеру на его корпусе. Опытные спецы могут неплохо предсказать стоимость катализатора по модели авто, типу двигателя и дате выпуска, но в связи с тем, что в одни и те же модели могут идти банки с разными номерами, качество такого прогноза заметно ниже. На основании статистики компания может составить собственный каталог цен, на основании которого будет выкупать катализаторы по номеру на корпусе. При таком выкупе к корпусам выдвигается ряд требований: отсутствие сварных швов, целостность керамического носителя, отсутствие дребезга, читаемость номера и др.
Теперь рассмотрим каталоги.


КАТАЛОГИ АВТОКАТАЛИЗАТОРОВ
Существующие каталоги катализаторов достаточно разнообразны как по объему охватываемых позиций, так и по параметрам хранения и поиска информации. Немаловажным критерием работы с каталогом являются условия доступа к его данным.

Общие черты, характерные для всех каталогов:
1. Каталоги собираются на основании статистики. Чем больше статистика по каждому номеру, тем больше вероятность угадать концентрационный диапазон, в который попадёт катализатор с таким же номером. Реальное содержание драгметаллов и итоговую цену на конкретный катализатор может дать только физико-химический анализ.
2. На абсолютную точность не претендует ни один из каталогов, не зависимо от того, что заявляет его владелец. Каталог может быть только основанием для выкупа катализатора по цене, указанной в каталоге при соблюдении условий выкупа.
3. Каталоги составляют люди по данным спектрометров. Программное обеспечение спектрометров и баз данных работает независимо, поэтому существует вероятность технической ошибки. Например, перепутаны местами концентрации платины (Pt) и палладия (Pd), запятая в неправильной десятичной позиции и т.д. Такие ошибки считаются грубыми, приводят к выбросам в расчётах цены и легко выявляются статистикой. Чем меньше владельцы каталога предоставляют статистику, тем сложнее найти грубый выброс. В силу больших объемов порядка 10000-30000 позиций грубые выбросы периодически встречаются у всех.
4. При недостатке статистики перекрестное сравнение одинаковых позиций в разных каталогах позволяет выявить наличие грубых ошибок у составителей.
5. При выкупе катализаторов по номеру все ошибки в статистике учёта драгметаллов ложатся на плечи компании, в том числе и размер ошибочной переплаты. На больших объемах она сглаживается. Однако для перекупов, которые работают по каталогу с малыми объемами и пытаются сдавать катализаторы через анализ такая ситуация может быть как источником незапланированной прибыли, так и головной боли.
6. Ни один каталог не является абсолютно полным. В каждом каталоге могут присутствовать позиции, которых нет в других каталогах.

1. Экотрейд
Сайт: https://ecotradegroup.com
Местоположение: Международная организация с головным офисом в Таиланде.
Объем данных: более 20000 уникальных номеров.
Условия доступа к ценам: Платный. По подписке.
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: нет.
Возможность поиска по моделям авто: нет
Мобильное приложение: Eco Kat
Описание: Один из самых больших каталогов уникальных номеров автокатализаторов. В некоторых позициях присутствуют данные о моделях автомобилей, однако поиск по моделям не осуществляется. Статистика номеров не представлена, но имеются несколько дублей с большим разбросом по цене. Судя по примечаниям на разных языках,  часть позиций получена путем взаимодействия с другими перерабатывающими компаниями, в частности с литовской Novitera. Данные о массе катализатора не предоставляются. Имеется богатый объем фотоматериала, помогающий идентифицировать банку по внешнему виду или найти положение номера на банке. Сличение с другими каталогами выявило некоторое количество грубых выбросов.

2. catalytic collector
Сайт: https://catalyticcollector.com
Местоположение: Малайзия, Куала-Лумпур
Объем данных: более 5800 позиций
Условия доступа к ценам: платная подписка
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: нет
Возможность поиска по моделям авто: нет
Мобильное приложение: Catalytic Collector
Описание: Платная малазийская база данных. Кроме номеров банок и фотографий дополнительная информация отсутствует. В примечаниях иногда есть пометки о типах катализаторов. Нет данных по массе. После регистрации некоторое количество поисков доступно бесплатно, цены отражаются в валюте государства, указанного при регистрации.

3. Tradokatic
Сайт: https://tradokatic.com/katalizator
Местоположение: Украина, Львов
Объем данных: около 1600 позиций
Условия доступа к ценам: платно
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: нет
Возможность поиска по моделям авто: информация имеется.
Мобильное приложение: Tradokatic
Описание: Каталог небольшого объема с платным доступом и без фото. Имеется небольшая статистика. Данных по моделям очень мало, но не структурирована по полям. Поиск моделей возможен через функционал браузера на веб-странице, в мобильном приложении не реализован. Так как каталог маленький и доступ полностью платный, он не выверялся и практически полностью закрывается информацией из других каталогов. Нет данных по металлическим катализаторам. Может представлять интерес для клиентов этой организации и в плане перспективы своего будущего развития.

4. Autocatalyst Market
Сайт: https://autocatalystmarket.com
Местоположение: не известно. Вероятно Украина.
Объем данных: более 30000 позиций
Условия доступа к ценам: платно по подписке.
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: нет
Возможность поиска по моделям авто: нет
Мобильное приложение: Auto Catalyst Market app
Описание: Каталог имеет очень богатый объем данных по ценам для катализаторов с уникальными номерами. В примечаниях к каждой позиции приводится информация по моделям, в которые он ставится. Поиск по моделям не предусмотрен. Позиционируется как универсальный каталог цен на катализаторы для любых стран мира. Интерфейс сайта доступен на 9 языках. Предусмотрен показ контактов организаций, скупающих катализаторы по любой из стран мира. Контактная информация для организаций из этих стран размещается по рекламной подписке, из-за чего такой информации чрезвычайно мало. Для РФ на сегодня представлены только 2 организации: Армен из Самары и Серёга из Таганрога. Адреса владельцев Autocatalyst Market нет. Кому можно сдать катализаторы по ценам, указанным в этом каталоге - не понятно. С вероятностью 99% и Армен, и Серёга по указанным ценам банки не возьмут, так как их калькуляция завязана на местных скупщиков. Так как цены в каталоге пропорциональны концентрации драгметаллов, он может быть полезен для перекупов при сличении с ценами собственников других каталогов или при пересчёте на цены регионального скупщика. В Autocatalyst Market можно найти номера, которых нет в других базах данных. Но здесь есть существенные риски. Региональный скупщик будет приобретать такие позиции исключительно по анализу. Свои каталоги он корректирует на основании статистики при обратной связи с клиентом. Выставить претензии за возможные регулярные ошибки в расчёте абстрактной цены владельцам Autocatalyst Market перекуп не сможет, так как в силу анонимности он даже потенциально не станет их поставщиком. При этом ценник за подписку у них вполне себе чувствительный (особенно для Украины, где расположен их хостинг-провайдер).

-2

Для приёма платежей по карте владельцы каталога Autocatalyst Market используют платёжный сервис cgbilling.com, отзывы о котором очень сомнительны. Так, например, здесь пишут, что этот сервис практикует списание средств с карты просто так, без подтверждения хозяина карты. По аналогичной причине на него жалуются здесь. В ютубе о незаконных мошеннических операциях данной платёжной платформы существует видео на русском языке.

Каталог удобен в качестве бесплатного ресурса для сличения номеров по фотографии. Банки с плохо читаемыми номерами можно попытаться распознать с помощью фотографий из данного каталога. Оплачивать подписку для доступа к ценам я бы не рискнул.

5. catalyst.by
Сайт: https://catalyst.by и https://old.catalyst.by
Местоположение: Беларусь, Минск.
Объем данных: более 21000 позиций
Условия доступа к ценам: более 1200 позиций бесплатно, остальное по подписке.
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: платно.
Возможность поиска по моделям авто: имеется.
Мобильное приложение: нет
Описание: Каталог с возможностью поиска информации не только по номерам банок, но и по моделям авто. Существует в виде двух интерфейсов (старый и новый), которые обращаются к одной и той же базе данных. Интерфейс old.catalyst.by (старый) несколько удобнее в плане наглядности представления информации на стационарном компьютере или ноутбуке, но не адаптирован к мобильным устройствам, поэтому администрацией сайта больше не поддерживается, остался по просьбе части пользователей. Каталог является площадкой цен, основанной на калькуляции Минского пункта приёма УП "Унидрагмет БГУ". Каталог позволяет осуществлять поиск катализаторов по моделям автомобиля (модель, объем двигателя, год выпуска). Через  личный кабинет нового интерфейса имеется возможность купить просмотр концентраций драгметаллов. Подписчикам предоставляется богатая статистика диапазонов цен по номерам банок. Достаточно широкий бесплатный объем данных. Ведётся фотографирование банок. В примечании каталога периодически описываются расположения банок в авто (передняя, задняя, параллельные, какие банки в данной модели ещё). Интерфейс каталога на русском и английском, текст примечаний в базе данных на английском.
Сайт каталога и сайт Унидрагмет связаны между собой гиперссылками. На сайте Унидрагмет имеется
таблица с ценами катализаторов. Данная таблица является менее информативной, но полностью совпадает с ценами из бесплатной части каталога. Приём платежей осуществляется с помощью сервиса белорусской платёжной системы EasyPay на юридический счёт владельца каталога.

6. mykatalizator.ru
Сайт: https://mykatalizator.ru
Местоположение: Россия, Санкт-Петербург
Объем данных: более 17000 позиций
Условия доступа к ценам: 3 поиска в день бесплатно, платная подписка.
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: нет.
Возможность поиска по моделям авто: есть.
Мобильное приложение: нет
Описание: Информация в данном каталоге во многом пересекается с данными из catalyst.by. Для пользователей с гостевой подпиской доступно 3 бесплатных поиска в день. Имеется возможность поиска по моделям автомобилей. Каталог имеет хорошую статистику по номерам катализаторов. Каждую выбранную позицию можно посмотреть на отдельной странице детально. В детализации присутствуют фотографии, большинство из которых имеет логотип Ecotrade. К сожалению, согласно правилам каталога, раскрыть детализацию можно ограниченное количество раз в сутки. Без регистрации просмотр детализации невозможен. Телефонов, адреса и названия организации владельца каталога нет, только е-маил. На сайте имеется карта, на которой маркером отмечен дом в Санкт-Петербурге. Адрес ведет в компанию "Катпром". В качестве сервиса приёма платежей используется платформа ЮMoney. При переходе на страницу платежа ЮMoney уведомляет, что средства переводятся на счёт физлица.

7. DSAuto
Сайт: https://katalizatorychrzanow.pl
Местоположение: Польша, Тшебиня.
Объем данных: более 9300 позиций
Условия доступа к ценам: 10 цен в сутки бесплатно или по подписке.
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: нет.
Возможность поиска по моделям авто: нет.
Мобильное приложение: нет
Описание: Хороший польский каталог. Почти все номера являются уникальными и не содержат статистику, однако сверка с другими каталогами каких-то заметных ошибок не выявила. Имеются качественные фото катализаторных банок с разметкой размеров. Данные по моделям авто не приводятся. Доступ к ценам в основном по подписке. Существует возможность бесплатного просмотра цен, но условия бесплатного доступа периодически меняются. На сегодня это 10 бесплатных просмотров цен в сутки.

8. converterdatabase.com
Сайт: http://converterdatabase.com
Местоположение: не известно. Вероятно США.
Объем данных: более 3600 позиций
Условия доступа к ценам: возможно подписка, 5 запросов бесплатно
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: нет
Возможность поиска по моделям авто: нет
Мобильное приложение: нет
Описание: Объем каталога относительно небольшой. Информации по моделям нет. Европейские машины представлены слабо, преимущественно американские и японские марки. Вероятнее всего локализация владельца каталога в США, что подтверждается адресом расположения хостинга - Аризона. После регистрации доступно 5 бесплатных просмотров цены. Сайт работает по незащищенному http протоколу, антивирус Касперского выдает предупреждение, что данные на данном сайте не защищены. При этом при попытке оформить подписку на этом сайте просят ввести номер и cvv-код карточки без переадресации на сертифицированный платёжный сервис. Получатель средств анонимен, цены на катализаторы являются абстрактными - просто процент от биржи. Крайне не рекомендую оформлять здесь подписку, так как высокая вероятность кражи средств с карточки.

9. converterdatabase.ca
Сайт: https://converterdatabase.ca
Местоположение: неизвестно, вероятно Канада
Объем данных: более 10600 позиций
Условия доступа к ценам: платно
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: нет
Возможность поиска по моделям авто: нет
Мобильное приложение: нет
Описание: Более красиво сделанный и расширенный вариант предыдущего сайта. Достаточно большой объем американских и японских машин, бедно представлены европейские марки. При переходе на сайт антивирус выдает предупреждение, что сертификат выдан для другого домена -
гараж Пьера (СТО по ремонту авто). Денег за подписку просит сразу при попытке регистрации, при этом точно так же просит данные платёжной карты на своей странице с непонятным сертификатом. Контакты и местоположение пункта приёма хозяев каталога анонимны. Не рекомендую.

10. SAR Metals
Сайт: https://sarcatalyticrecycling.com
Местоположение: Великобритания, Иммингем
Объем данных: не известно
Условия доступа к ценам: не известно
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: не известно
Возможность поиска по моделям авто: не известно
Мобильное приложение: не известно
Описание: Сайт британской перерабатывающей компании, который декларирует, что у нас есть своя база данных автокатализаторов, для доступа к которой необходимо пройти регистрацию. При попытке регистрации приходит письмо на е-маил: "Мы вам напишем, когда ваша учетная запись будет одобрена". Полгода назад я так же пытался у них зарегистрироваться, но никаких писем от них не получил, хотя второй почтовый ящик у них отмечен как ранее зарегистрированный. В общем, информации по этой базе данных у меня нет. Наверное она существует, но для работы с ней нужно забрасывать администрацию ресурса письмами и звонками.

11. catalyticconverter.photos
Сайт: catalyticconverter.photos
Местоположение: неизвестно, возможно Венгрия
Объем данных: более 4300 позиций
Условия доступа: платно
Возможность просмотра концентрации драгметаллов: да, платно
Возможность поиска по моделям авто: нет
Мобильное приложение: нет
Описание: Каталог концентраций драгметаллов. Предлагается за 1$ купить концентрации по любому из номеров катализатора, присутствующих в базе. Владелец сайта анонимен, контактов нет. Оплата возможно через платежный сервис paypal. Без оплаты можно просматривать концентрации родия для любой из позиций, однако по факту в тех катализаторах, где родия меньше 0,015% или нет совсем сайт показывает содержание родия 0,015%. При текущих ценах на родий это достаточно серьёзная ошибка. Возможно, это коммерческий ход такой и после оплаты его концентрация будет правильной - нужно проверить. Для катализаторов с высоким содержанием родия его концентрации близки к правде. Проверить корректность концентраций остальных драгметаллов после оплаты не могу, так как на сервисе paypal по ряду причин не зарегистрирован.