Вопрос очень интересный, не правда ли? Не менее интересен будет и ответ на этот вопрос. Но давайте начнем изучение этого вопроса с самого начала.
Некий Дзеновский, и надо сказать, очень бестолковый (по мнению некоторых критиков), "изучатель" этого дела под ником Славик Странный, недавно опубликовал на своем канале очень интересную статью под названием "Две статьи из Вечернего Отортена, полностью опровергающие все существующие версии".
Если кто не читал, то может ознакомиться с этой статьёй, а также и "жутковато-кровавой" версией произошедших на перевале событий этого автора на его канале. Здесь: Славик Странный.
Если кому неохота лишний раз лазить в инете, то вкратце, речь шла о разгадке "армянской загадки" Семёна Золотарева из его "Боевого листка", которую подавляющее количество других исследователей попросту игнорируют, видимо считая её не имеющей отношения к их многочисленным версиям. Остальное меньшинство, просто не обращает на неё никакого внимания. А зря.
Тут то и может находиться вся разгадка событий, произошедших на перевале.
Очень жаль, что в УД нет оригинала, а имеется только перепечатанный вариант этого интересного документа. Иначе бы удалось точно установить, какая это была загадка. "Армянская", "Армейская" или всё же "АРАмильская".
Дело в том, что неподалеку от Свердловска, пардон, Екатеринбурга находится местечко Арамиль, где аж ещё в 1857 году была построена старинная суконная фабрика, озадаченная в то далекое время местным Госпланом на массовое производство именно них, тех самых суконных одеял, о которых и идёт речь в этой самой загадке.
Итак, если кто ещё не в курсе, то загадка была такой.
"Можно ли одной печкой и одним одеялом обогреть девять туристов?"
Ответ на эту загадку возможен только один.
С помощью одеяла произвести ремонт этой старой, ветхой, сшитой из двух отдельных, туристческой палатки.
Тот факт, что одеяло было действительно нашито на скат палатки, у автора не вызывает вообще никаких сомнений.
Посмотрим на результаты экспертизы СМЭ Г. Чуркиной. Обратите внимание на два вырванных лоскута, последующее местонахождение которых вызывает только споры и ничего больше. Поисковики постоянно запутываются в своих воспоминаниях, а в УД ни о каких лоскутах от палатки ни словом не упоминается.
Так как Чуркина не позаботилась о том, чтобы указать точные размеры всех элементов разорванной палатки по отношению к другим её элементам, а указала только основные параметры, то тут нам приходится только примерно прикидывать, что да как. Ну не ставило следствие перед ней такой задачи, и всё тут.
Как видно из рисунка Чуркиной, низовой разрез между лоскутами составляет 42 см. Ширина вырванных лоскутов примерно тоже такая же. Значит, что расстояние между передним краем одного лоскута и дальним краем другого составляет никак не меньше 120 см.
Берем размеры стандартного одеяла по ГОСТу. Длина 200-215 см., а ширина варьируется от 120 до 133 см.
Так что, возможность того, что одеяло кого-то из участников этого похода было использовано для ремонта палатки, не оставляет никаких сомнений.
Вот так по мнению автора выглядела палатка с пришитым одеялом.
Соответственно, упаковать при переходе палатку с нашитым на неё одеялом в чехол, туристам было ну никак невозможно.
Поэтому те авторы многочисленных лавинных версий, отталкивающиеся от мутных фотографий подъёма группы на Холат-сяхыл с не упакованной в чехол палаткой, глубоко ошибаются в своих выводах. Палатку таким способом туристы переносили не только 1 февраля, предположительно из-за спешки, а начиная с вечера 29 января, с того самого момента, когда пришили на неё одеяло.
Вспомните запись в дневнике.
Работы у всей группы было много, Дубинина зашивать палатку отказалась, как её Коля Тибо ни уговаривал. Зашивали дыры, которых было очень много.
Скорей всего, палатка разошлась по центральному шву, и этим одеялом этот самый шов стянули.
Но теперь давайте разберемся, чьё же всё таки одеяло стало ремкомплектом к палатке.
Из материалов УД известно, что на момент нахождения палатки поисковиками, в ней находилось 9 одеял. УД, листы 12-15.
Однако позже, при опознании вещей, выяснился один интересный момент. УД, лист 254.
Юра Юдин опознал одно зелёное одеяло, первоначально предполагаемое, как одеяло Золотарева или Кривонищенко, как своё. И, соответственно, забрал его. Получается, что он, уходя, оставил группе не только свою часть продуктов и денег, но ещё и своё одеяло?
Ну тогда, если бы никаких постановок или корректировок на перевале не было, и нашитого одеяла тоже, то поисковики должны были бы найти не 9, а 10 одеял. Но нашли же только 9.
Путем изучения протоколов опознания вещей, автору удалось найти это недостающее одеяло.
В протоколах с места происшествия, в найденных на вершине Холат-сяхыл вещах группы, в опознании, проведённом Юдиным в Ивделе, отсутствует старое, чёрное, грубошерстяное, с заплаткой одеяло Коли Тибо-Бриньоля. Однако, в дальнейшем, оно уже каким то волшебным образом появляется у нас при опознании в Свердловске.
А теперь давайте припомним все обстоятельства этого дела.
Протокол допроса Попова о ветре, бушевавшем в начале февраля. Показания Ремпеля (УД, лист 46),о сильном ветре в тех местах, буквально сносящем людей с вершины Отортена. Вспомним написанную по "горячим следам" повесть Ярового, где причиной гибели туристов был именно ветер.
Так может, именно ураганный ветер сорвал плохо пришитое из-за мороза одеяло? Но тогда бы оно непременно было бы найдено поисковиками неподалёку. Ведь они там перепахивали всю прилегающую к палатке местность до почти полного расстаивания снега. И уж наверняка бы заметили валяющееся на белом заснеженном склоне чёрное, сорванное ветром одеяло.
Ведь торчащий из снега треугольник палатки заметили.
Так кому, и главное зачем понадобилось произвести эту корректировку?
Ну кому, это понятно. Но вот зачем?
Ведь ремонт палатки с помощью одеяла не является чем-то сногсшибательным или из ряда вон выходящим.
В параллельном с Дятловцами походе Согрина, именно с помощью одеяла была отремонтирована прогоревшая палатка.
По мнению автора этого наблюдения, первоначальная версия властей о гибели группы Дятлова так и должна была выглядеть. Ветер, ураганный ветер сдул со склона Холат-сяхыл туристов. Бросал их тела на останцы, мотал их по курумникам. Отсюда и объяснение властей о травмах и переломах.
Однако, как автор уже уверенно предполагал, что в последствии в дело вмешалась другая организация. И тут уже эта простая версия гибели людей от ветра оказалась слишком простой. Для реализации собственных планов, этой всемогущей организации потребовалось создать вокруг гибели группы ореол жуткой таинственности.
Именно отсюда и растут ноги у тел четверки в овраге, у странном лилово-красном цвете лиц погибших. У этой чехарды с одеждой, носками и валенками, и т. п.
Но вернёмся к нашему, вернее к одеялу Коли Тибо.
Если бы одеяло всё же сорвало ураганным ветром, то на палатке непременно остались бы следы его пришивания. Нитки, клочья самого одеяла.
Материал самой палатки гораздо крепче одеяльного сукна. Да и нитки для этого процесса использовались наверняка не поддельные китайские.
Так ведь нет. Одеяло было удалено таким образом, чтобы не осталось никаких следов его нашивания.
Попробуйте сами, на морозе, на холодном пронизывающем ветру, голыми руками аккуратно срезать все нитки, а затем выдернуть их из задубевшего брезента палатки и материала одеяла. Но даже и так, всё равно в брезенте останутся проколы от иголки. А это не может пройти незамеченным.
Вот и сделано было сообразно моменту.
Отрезали и вырвали лоскуты вместе с одеялом.
Так гораздо проще и надежней. Вспомним ещё и надрезы, проколы и царапины на брезенте, зафиксированные экспертом. Они как раз таки и обнаружены в районе оторванных лоскутов.
Ну а уже потом, в тепле и комфорте, корректировщики привели наше одеяло в приличный вид.
Срезали и удалили нитки, простирнули и прогладили, аккуратно свернули и доставили в прокуратуру для процедуры опознания вещей.
Ну и в заключении, какие же из многочисленных версий стопроцентно опровергает это одеяло.
В первую очередь, это версии, связанные с внезапным ночным покиданием туристами палатки через разрезы. Пришитое одеяло просто не позволило бы им это осуществить. А в самый большой, 89 см., разрез у выхода в одежде смог бы протиснуться разве что ребёнок, а не взрослый турист в полной аммуниции.
Так же можно забыть и про версии, связанные с удержанием неустановленными лицами туристов на поселке 2 Северного.
Просто тогда не было никакого смысла в пришивании одеяла и его последующей ликвидации.
Однако, это одеяло поддерживает версии о переносе всех погибших с одного места на другое.
Однако и тут совершенно непонятно, зачем кому-то понадобилось удалять это одеяло.
Ну а теперь выводы автора.
Палатку перед выходом в поход никто не сподобился проверить. Выяснилось, что она непригодна для использования только на первой ночевке, 28 января. Ночь кое как переночевали, а 29 числа, перед ужином, группа пыталась заставить своего завхоза, Людмилу Дубинину, ответственную за этот вопрос, устранять свои косяки. Та упрямо отказалась, и коллектив принял решение отремонтировать палатку за счёт одеяла виновницы. Однако Коля Тибо поступил, как истинный джентльмен, и отдал группе на растерзание свое, уже и так потрепанное жизнью, залатанное, чёрное, старое одеяло.
А скрыть этот ремонт палатки власть предержащим товарищам, было просто необходимо для обеспечения лавинной версии произошедшего. Той самой, с экстренным, паническим, ночным покиданием туристов своего единственного убежища.
P. S. Замечу также, что в фотографиях, сделанных в походе, напрочь отсутствуют фотографии правого ската палатки. Не было, или всё же тщательно убрали?
Если статья вам понравилась, то ставьте лайки, и тогда автор будет и в дальнейшем сотрудничать с хозяином этого канала, и непременно продолжит публиковать здесь свои интересные статьи.
Берегите себя.