21 декабря 1944 года командир эскадрильи 21-го истребительного авиационного полка (кавалер трёх орденов Боевого Красного Знамени и ордена Отечественной Войны I степени, 11 личных побед) капитан Бригидин Николай Михайлович не вернулся из боевого вылета на разведку в район Салдус на самолёте Ла-7. Два года ему удавалось уходить от объятий смерти, но в этот день не смог…
Родился 15 ноября 1918 года в селе Плоское (Корочанский район Белгородской области). Окончил 10 классов средней школы. С августа 1936 года в рядах Красной Армии, призван Корочанским РВК. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. Служил в строевых частях ВВС.
С 12 апреля 1943 года лейтенант Н. М. Бригидин в действующей армии. Воевал в составе 21-го ИАП (259-я ИАД). Сражался на Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах. Летал на Ла-5 и Ла-7. Удачными месяцами 1943 года стали август и сентябрь, когда Николай Михайлович 13 августа сбил Ф-190 и Ю-87, а 24 августа добавил к ним еще один Ю-87.
18 декабря 1943 года временно исполняющий должность командира эскадрильи 21-го ИАП старший лейтенант Н. М. Бригидин был сбит зенитным огнём противника при вылете на разведку в район Витебска, попал в плен. В ночь на 25 декабря бежал, по 12 января 1944 года находился у партизан, участвовал в боевых операциях. 20 января 1944 года вернулся в свой полк.
О том как воевал наш герой описал в своей книге «В воздухе - испытатели» его однополчанин, впоследствии летчик – испытатель Николай Адамович Бондаренко: « Эти бои были при сопровождении к целям штурмовиков Ил-2. И проводились они, как правило, с большими группами "фокке-вульфов".
В день 15 августа 1944 года, когда Леонид Николаевич сбил первый фашистский самолет, группу наших Ил-2 прикрывали 12 Ла-5. Курашов был ведомым у командира группы истребителей Николая Бригидина.
Не успели самолеты подойти к цели, как ударили немецкие зенитки. Но летчики Ил-2, несмотря на их плотный огонь, начали атаковать цель. 32 "Фокке-Вульфа-190" бросились на них.
Чтобы "фоккеры" не смогли подойти к штурмовикам, наши летчики-истребители связали их боем.
Курашов, не отрываясь от командира, несколько раз открывал упредительный огонь по врагам, пытавшимся его атаковать. "Молодец, Курашов! Так и действуй!.." - слышал он в наушниках голос Бригидина.
"Фоккеры" всеми силами пытались прорваться к штурмовикам. Но Николай Бригидин так искусно руководил боем, что ни одному из них не удалось это сделать.
"Есть! Отлетался, сволочь!" - услышал Курашов чей-то радостный возглас и вслед за этим командир группы штурмовиков доложил на КП о выполнении задания.
"Спасибо за поддержку. Идите домой! Маленькие, выходите из боя и следуйте на "илами"! - последовала команда с земли.
"Орлы, приказано выходить из боя!" - передал своим летчикам Бригидин, и в это время, время спрессованных гулом боя секунд, в его самолет попал зенитный снаряд. "Лавочкин" не горел - он пока еще только дымился, но лететь горизонтально уже не мог.
Передав заместителю управление группой, Бригидин попросил Курашова прикрыть его и повел израненную машину к своей территории.
На отставшую от всей группы пару набросилось сразу же шесть "фоккеров". Бригидин был совершенно беспомощен, и Курашов один вихрем носился в небе, не давая вражеским летчикам атаковать своего командира.
Вероятно, тому, кто наблюдал за этим боем, трудно было бы поверить, что ведет его инструктор ЗАПа и что бой этот у него всего-навсего первый воздушный бой.
Что только не проделывал Курашов со своим самолетом, чтобы не проглядеть внезапной атаки одного из шести врагов! Он кидал самолет в такие резкие эволюции, что темнело в глазах от большой перегрузки. Наконец дав по одному из "фоккеров" длинную очередь из пушек, он пошел за ним левым боевым разворотом. Однако сзади был ведомый этого "фоккера" и мог атаковать его. Тогда Курашов "переломил" "лавочкина" из левого разворота в правый разворот. Затем развернулся на триста градусов и поймал ведомого "фоккера" в прицел. Дистанция пятьдесят метров. Центроплан фашистского самолета "вписался" в сетку прицела. Наступил тот миг, которого Курашов так долго ждал. "Получай!" - выкрикнул он и нажал на гашетки пушек. Попадание снарядов пришлось по бензобакам. Из центроплана тут же вырвался длинный язык огня, а через несколько секунд "фоккер" взорвался.
Курашов рванул ручку управления на себя, выскочил наверх и положил "лавочкина" на левое крыло. Не оставляя из поля зрения самолет Бригидина и другие самолеты, Курашов смотрел, как падают на землю обломки взорванного "фоккера".
Внизу была уже наша территория, и самолет Бригидина круто шел к земле. Вот "лавочкин" коснулся фюзеляжем ее неровностей, резко клюнул "носом", согнул лопасти воздушного винта, развернулся на тридцать градусов влево и, подняв облако пыли, остановился. Курашов прошел над ним бреющим и, увидев, что Бригидин оставляет кабину, обрадовался. Значит, все в порядке, жив командир! Еще раз прошел бреющим и покачал крыльями. Бригидин махнул рукой на восток, что означало: лети, мол, домой!
Курашов взмыл вверх и установил курс к своему аэродрому.
Приземлившись, он доложил командиру полка подполковнику Нестоянову о месте посадки самолета Бригидина и о сбитом "фоккере".
- Знаю, знаю... Дрался ты храбро! - сказал Нестоянов и крепко сжал Курашова руку».
А 21 декабря 1944 года командир эскадрильи 21-го истребительного авиационного полка (259-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) капитан Н. М. Бригидин в 9.25 в паре с лейтенантом Лазаревым вылетел на разведку в район аэродрома противника Салдус- Северный. Провели обстрел стоянок самолетов и уничтожили один самолет . Во втором вылете в паре с лейтенантом Поповым после полудня встретили четверку Ф-190. Ведомый л-т Попов сообщил ведущему об атаке истребителей противника, вступил с ними в бой. В ходе боя л-т Попов потерял ведущего и на свой аэродром вернулся один.
Всего совершил около 250 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 11 самолётов противника.
Награждён орденами: Красного Знамени (17.08.1943, 05.04.1944, 16.09.1944), Отечественной войны 1-й степени (17.10.1943).
Вечная память и слава героям погибших за Родину!
При написании статьи использованы материалы:
- Николай Адамович Бондаренко. В воздухе - испытатели;
- КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Всего доброго!