Барон Мюнхаузен был человеком чести, германским дворянином. Но ещё при жизни, а затем и надолго после смерти к нему приставили неприятное прозвище лжеца, вруна и фантазера. Как так получилось и действительно ли он так много врал - разберемся в статье.
Когда Карлу Фридриху Иерониму фон Мюнхаузену было всего лишь 17 лет, он решил для себя, что должен отправиться на службу. Так юноша и поступил.
Он отправился на службу в Россию, где стал пажом сначала при Антоне Ульрихе, который должен был стать наследником престола. Однако, после его ареста Мюнхаузену посчастливилось остаться при дворе. Более того, новая императрица Елизавета дала ему повышение - назначила ротмистром.
Так барон провел в России почти 15 лет, после чего вернулся на родину.
Мюнхаузен был весьма артистичным и любил рассказывать истории из своей жизни - с эмоциями и выражением, чем привлекал интерес своих приятелей, охотников, с которыми они вместе ходили на охоту. Однако, истории про императриц, заговоры и перевороты российского двора были мало кому интересны. Барон рассказывал столь захватывающе и эмоционально, что публика ожидала чего-то более захватывающего. И Мюнхаузен им подыгрывал.
Однажды, совершенно неожиданно, Карл Фридрих прочел о себе в юмористическом альманахе как о господине, который пустил в оборот "особый род замысловатых историй". Возможно, об этой заметке вскоре все позабыли бы, если бы не один эпизод, который перевернул жизнь господина Мюнхаузена.
Его рассказы пересказал на свой лад и изложил в небольшой книжке Эрих Распе.
Он сделал это анонимно и предупредил, что все эти истории являются простой пародией, но этот факт все пропустили мимо ушей. Книжки были распроданы в один день. И принесли барону Мюнхаузену оглушительную славу, но совсем не такую, о какой можно было бы мечтать. Затем поэт Готфрид Бюргер перевел текст обратно на немецкий язык, а также добавил от себя ещё восемь глав.
Так барон Мюнхаузен стал бароном-лгуном. Он пытался подавать в суд на данные книги, но так как они были опубликованы анонимно, концов не нашли.
Так шуточный фантазийный Мюнхаузен, который летал на пушечном ядре, на половине лошади, стал популярным при жизни истинного гордого барона. Дошла эта книга и до России. В Санкт-Петербурге она вышла под названием "Не любо - не слушай, а лгать не мешай".
В России истории про Мюнхаузена пользовались большим успехом, чем в Германии.
Но барону от этого было не легче. Он прожил несчастную жизнь, дважды неудачно женившись, он покидал этот мир в нищете и одиночестве. Оставив после себя только долги и остроумные шутки.