Найти тему

Кто понесет крест душевнобольного? Священник или психотерапевт

Оглавление

Православная семья. Провинциальный город. Взрослеющий сын, оказавшийся на пороге выбора своей профессиональной реализации и жизненного пути вдруг замыкается в себе, а однажды с ним случается страшный приступ, когда он слышит внутренние голоса, призывающие его убить себя... Давайте разбираться, кто должен нести ответственность за психическое здоровье человека — священник или психотерапевт? Кто на самом деле обязан нести этот крест?

Рисунок Леонида Шуляков
Рисунок Леонида Шуляков

Карательная психиатрия

На протяжении прошлого столетия сфера психиатрии и психотерапии была противопоставлена религиозной культуре и поставлена на службу государственной власти как дополнительный институт для карательных мер. Так, митрополит Волоколамский Иларион в книге «Святые наших дней» подробно рассказывает о том, как медицинские работники психиатрических клиник принудительно лечили людей от веры в Бога пытками и избиениями.

«Психиатрия в Советском Союзе 60-х годов, — пишет архипастырь, — нередко использовалась в карательных целях. В Уголовном кодексе РСФСР говорилось: «К лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости или совершившим такие деяния в состоянии вменяемости, но заболевшим до вынесения приговора или во время отбывания наказания душевной болезнью, лишающей их возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими, судом могут быть применены следующие принудительные меры медицинского характера: помещение в психиатрическую больницу общего типа; помещение психиатрическую больницу специального в типа. Аналогичные статьи имелись и в уголовных кодексах союзных республик».

В эти непростые времена священники и просто верующие люди зачастую оказывались в психиатрической клинике лишь за свое вероисповедание. Причем оказывались среди преступников, признанных психически больными.

Из электронной версии книги "Святые наших дней". митрополит Иларион (Алфеев)
Из электронной версии книги "Святые наших дней". митрополит Иларион (Алфеев)

«Поначалу больные отнимали у священника хлеб, пытались сбрить ему бороду, — рассказывает об опыте пребывания преподобного Гавриила (Ургебадзе) в «психушке» митрополит Иларион. — Лечение сводилось к тому, что больным вкалывали различные седативные и успокоительные препараты, подавлявшие умственную и психическую активность. Некоторых искусственно усыпляли, и они долгое время проводили без движения. Других привязывали к кровати резиновыми жгутами. Иных, наоборот, накачивали возбуждающими препаратами, так что они метались по палате, приставали с разговорами к прочим больным. Были и различные «процедуры». Например, пациента могли разбудить среди ночи, положить в холодную ванну, а потом туго заворачивали в мокрую простыню: когда она высыхала, она сжимала тело со всех сторон и складками врезалась в кожу».

Таким образом, сформировалось определенное представление о том, что психиатрическое лечение противопоставлено спасению в вере, что медицинская, а тем более медикаментозная помощь скорее калечит человека, чем исцеляет, что психиатры (да и психотерапевты) — убежденные атеисты, готовые поставить верующему человеку диагноз и отправить на принудительное, насильственное лечение в психиатрическое отделение.

История неправильно поставленных диагнозов и истязания людей накладывает и сегодня отпечаток на сферу психиатрии и психотерапии, тогда как время не стоит на месте, и среди клинических психологов, психотерапевтов, психиатров есть искренне верующие, православные люди, которые объективно смотрят на явления, связанные с «душевными» заболеваниями, часто являющиеся следствием заболеваний телесных.

История одной душевной болезни

Православная семья. Провинциальный город. Взрослеющий сын, оказавшийся на пороге выбора своей профессиональной реализации и жизненного пути вдруг замыкается в себе, а однажды с ним случается страшный приступ, когда он слышит внутренние голоса, призывающие его убить себя. Молодой человек начинает говорить на разные лады и с совсем несвойственной ему интонацией, говорит то, что никогда от него никто не слышал. И все это происходит на глазах испуганных родителей. Родителей, которые и сами несколько десятков лет назад были свидетелями подобного, которые сталкивались с «психушкой». Нужно было срочно спасать жизнь, оказавшегося на грани суицида подростка, и отец набрал телефон скорой помощи. Через полчаса юноша оказался в подростковом отделении психиатрической больницы…

Рисунок Леонида Шулякова
Рисунок Леонида Шулякова

Родители, конечно, были встревожены судьбой и боялись, что под действием транквилизаторов сын превратится в овощ, что утратит свою личность, поэтому они приложили все усилия к тому, чтобы своего ребенка забрать из «психушки» и перевести его на домашнее лечение под расписку о том, что юноша будет принимать препараты в указанной дозировке. Родители расписались, но дозировку стали постепенно снижать, а потом и вовсе перестали давать сыну лекарства. Они отказались от медикаментозного лечения и повели своего сына в храм, стали строже поститься, больше молиться и надеяться на чудо.

Что думает современный православный психотерапевт?

Услышав эту историю, православный психотерапевт, заведующая подростковым отделением психиатрической больницы в Подмосковье, качает головой…

— Голоса, галлюцинации, измененное состояние сознания, асоциальное, агрессивное, навязчивое поведение, общение с потусторонними силами, мания преследования — все эти проявления нельзя объяснять лишь действием злых духов в человеке. Все вышеназванное — симптомокомплекс шизофрении. И в лечении психически не здоровых людей прибегать исключительно к помощи церкви, отвергая медикаментозную помощь, может быть опасно.

Важно не пренебрегать помощью специалистов. Ведь, если в вашем доме случился пожар, вы не станете молиться о том, чтобы огонь чудесным образом прекратился, вы вызовете пожарников или спасателей. Так и здесь. Если в организме человека манифестировало психическое заболевание, если он начинает вести себя странно, асоциально, пугающе — нужно обращаться к врачам, психиатрам. Ну, и, конечно, какие-то вопросы можно, если есть возможность, решать с духовным отцом в церкви или просто с приходским священником.

Священник может поддержать семью, которая не оставит своих молитв о родном человеке, с которым случилась беда.

Дело в том, что в некоторых случаях психическое заболевание носит эндогенный характер, то есть в организме человека уже запущен патологический процесс, причиной которого являются внутренние, физиологические, часто наследственные факторы или какие-то вредности в прошлом человека. И здесь отчитки могут вообще не иметь эффекта или иметь кратковременный эффект, после которого может быть еще более выраженное обострение проявлений заболевания, что в свою очередь может привести к трагическим последствиям как для самого пациента, так и для его близких и его окружения, особенно при наличии каких-то нарушений поведения, агрессии или, например, вербальных галлюцинациях.

Рисунок Леонида Шулякова
Рисунок Леонида Шулякова

Если у людей есть вера и отношение к церковной жизни, то нужно стремиться посоветоваться со священником, но это никак не отменяет необходимость обращаться к врачам. Врач — это специалист, которого Бог благословил помогать болящим людям, верующим и неверующим. Как Господь дождит посылает солнце всем людям на земле.

...да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. (Мф. 5:45)

И духовная помощь и поддержка врачебная, — и то и другое является важным. Нельзя исключать что-то одно или ставить одно выше другого. Есть кстати специализированные психиатрические отделения с религиозным уклоном, где работают психиатры вместе с церковными служителями, а еще на моей памяти не один такой случай, когда батюшка после беседы с прихожанами отправляет их на консультацию к психиатру.

Результатом каких факторов становится психическое заболевание? И связано ли оно с «греховным» образом жизни?

Это очень сложный и вообще очень обширный вопрос. Факторов очень много, начиная от генетических факторов развития, протекания беременности, стрессов во время беременности, перенесенных инфекций и, конечно же, образ жизни, среда, окружение, особенно в первые годы жизни младенца, методы воспитания, и т д.

рисунок Леонида Шулякова
рисунок Леонида Шулякова

***

Напоследок мы приведем к размышлению читателя слова отца Адриана (Кирсанова), в прошлом известного экзорциста Псково-Печерского монастыря, который к концу своей жизни пришел к парадоксальному выводу: «Не было ни одного такого случая, — говорил он, — чтобы я кому-нибудь на самом деле по-настоящему помог. Потому что на место изгнанного беса потом приходили семь злейших духов (Мф. 12: 45). И эти люди снова появлялись на отчитках… Это же Господь попускает беснование как крест, а я, пусть и по любви, но эти кресты, получается, снимаю? Помните, что есть те, кто, донеся этот крест до конца, этой мукой и спасаются».

А как вы думаете? Кто должен понести крест душевнобольного?