Поездка в Тбилиси внесла неожиданные коррективы в мое представление о грузинах как о щедром народе. Нет, то что грузины с радушием гостей принимают и выставляют последнее на стол — это правда. Но это радушие удивительно сочетается с мелочной принципиальностью и странным, на мой взгляд, понятием справедливости. Стереотип о широте кавказской души разрушили платные лифты.
Все началось с похода в гости к тбилисским знакомым. Без особых проблем мы добрались до нужного дома. Конфуз произошел, когда вошли в лифт. Повезло, что одновременно с нами зашли двое местных. Иначе мы, наверное, застряли бы, потому что в жизни бы не подумали, что бесполезно нажимать на кнопки, пока не бросишь монетку в металлическую коробку, похожую на почтовый ящик старого образца.
Принцип простой: хочешь подняться — плати пять тетри, независимо от того, на какой этаж тебе нужно. Не хочешь или монетки нет — иди пешком. В большинстве многоэтажек платный только подъем, но есть и такие, где спуск тоже требует денег.
Для меня каждый раз оплачивать поездку кажется лишними хлопотами. Привыкла, что в России расходы за этот тип обслуживания входят в ежемесячную оплату за содержание общедомового имущества. Раз в месяц заплатил и ни о чем не беспокоишься.
А вот в Тбилиси без мелочи в кармане из дома лучше не выходить. Почти во всех домах проезд между этажами стоит денег. На первый взгляд грузин это устраивает, но, как выяснилось в разговорах с друзьями, не все так гладко.
Идея платных кабин пришла в голову местным ЖКХ еще в середине девяностых. Тогда люди не хотели платить за обслуживание домов, а соответствующие службы не собирались предоставлять услуги бесплатно.
К тому же, жильцы первых этажей массово заявляли, что платить за лифт не будут, потому что им не пользуются. Пусть платит тот, кто катается: это справедливо. Вот так и появились первые «ящики для мелочи» как способ собрать с жильцов хоть какие-то деньги на обслуживание и ремонт.
Казалось бы, все справедливо. Вот только когда друзья рассказали, как в их доме решался этот вопрос, от услышанной истории осталось неприятное послевкусие.
Живут они в 17-этажке. Вопрос о том, как и кто будет платить, решался на общем собрании жильцов. Было два варианта: на установку «ящика для мелочи» желающие скидываются по 20 лари, а потом кто хочет, тот и катается, или же ежемесячно все платят коммунальщикам 10 лари за обслуживание и ездят без монет.
Второй вариант вызвал возмущение. Мол, в доме есть пенсионеры и многодетные семьи, которые ежемесячную оплату вносить не будут. Получается, будут кататься за чужой счет, что крайне несправедливо. Я от такого подхода оторопела. Это уже не принципиальность, а мелочность.
Но история на этом не заканчивается. Не прошло и месяца после установки ящиков, как система начала регулярно выходить из строя. Кто-то бросал в щель для монет всякий мусор. Ремонтники приезжали несколько раз, а потом заявили, что дополнительное обслуживание тоже стоит денег: по 20 лари с каждой квартиры.
Люди возмутились и принципиально потопали на верхние этажи пешком. Потом завалили коммунальщиков жалобами, заставив приехать бригаду по ремонту. Радовались недолго. Вскоре ситуация повторилась.
Были предложения найти вандалов, установив камеры наблюдения. Опять-таки за счет жильцов. Люди не согласились. А через некоторое время втянулись в абсурдный круг «поломка — споры — ремонт». Так и живут.
Самое забавное, что в идее «лифтовой справедливости» есть дыры. Предприимчивые грузины знают несколько способов проехаться без монет.
Например, используют монетку на леске, которую можно вытащить из ящика. Или ждут, когда в кабину войдут другие люди, чтобы зайцем проехаться до набранного этажа. Потом приходится либо спускаться, либо подниматься, но это никого не смущает. И третий вариант: войдя в лифт, позвонить домой. Кто-то из домашних нажимает кнопку вызова и хитрецы бесплатно добираются до нужного этажа.
А что вы думаете об отношении грузин к платным лифтам? Пишите комментарии и подписывайтесь на канал.