Чётко помню, как в четвертом классе я ухитрилась настроить против себя своих же подружек. Они шли за мной из школы по пятам и выкрикивали обидные слова. До сих пор ощущаю, как сжимаются зубы - точно так же я сжимала их, чтобы позорно не разреветься на глазах у всех...
Копаясь нынче в дзене, обнаружила статью про школьный буллинг (т р а в л ю). Прочитала. Лучше бы этого не делала - вскипела от негодования. Потому что автор рекламы (а это была именно реклама) написала, что спасла своего сына от нападок, переведя его в школу он-лайн. Я, конечно, понимаю, что ради рекламы чего только не напишешь. Но мне кажется, даже самому неосведомленному понятно, что изоляция никому не поможет справиться с проблемами общения. Как же помочь? Мы с этой проблемой справились. Безо всяких там переводов. Сейчас расскажу.
Я полагаю, что все здесь люди умные и вам не надо рассказывать, что такое прессинг в детских коллективах. Каждый проходил через ситуацию взросления и практически каждый видел, как доставали кого-то рядом. (Если нет - то вам либо слишком повезло, либо вы просто включили реакцию самозащиты, и ваше восприятие вырубилось, чтобы не воспринимать негатив). Лично у меня в школе тоже была подобная ситуация - четко помню, как в четвертом классе я ухитрилась настроить против себя своих же подружек. Они шли за мной из школы по пятам и выкрикивали обидные слова. До сих пор ощущаю, как сжала зубы, чтобы позорно не разреветься перед ними. К счастью, навстречу мне из дворов вынырнула незнакомая собака и ощерилась на моих обидчиц. А потом пошла рядом до самого подъезда, не давая им приблизиться ко мне.
Когда я оказалась дома, у меня началась истерика, поднялась температура до 39. Отец как раз пришел со смены - он был просто в шоке. Успокоил, убаюкал, вызвал врача. Несколько дней я оставалась дома. А когда меня выписали, папа пошел со мной. Он просто поговорил с моими одноклассницами. Плохо помню, о чем шла речь (разве только запомнилось, что папа "сдал" меня, рассказав, что я пишу сказку про мышей), но доставать меня после этого перестали. Именно тогда я поняла, что у меня есть тыл. И никто не посмеет сделать мне плохо, пока я под защитой.
Сейчас я понимаю, что случись все это не в четвертом классе, а позже, вряд ли рассказ о книге про мышей спас бы мой авторитет в классе. Но это уже не важно. Потому что, когда до меня начали доскребаться в шестом, я, помня о папином заступничестве, смогла отбиться. (Не помню, как, почему-то первая ситуация запомнилась мне крепче). Зато я помню, как травили в классе новенькую - Женьку. Она пришла в седьмом. Почему-то девицы ее разом невзлюбили - скорее всего, из-за того, что пацаны испытывали к Женьке интерес, она легко общалась с противоположным полом. В один непрекрасный день наши дамы решили проучить ее. Женьку гнали толпой до нашего класса. Где я и моя подруга Светка дежурили после уроков.
Она влетела к нам вся белая как полотно и прошептала "Заприте". Мы заперли, и тут же на дверь обрушился град у д а р о в. Я не узнавала одноклассниц, казалось, снаружи - толпа ч у д о в и щ, которые раскатают нас всех, если ворвутся. Эта толпа дышала за дверью и шипела: "Откройте. Откройте, а то хуже будет!" Кажется, я послала их из-за двери на... - хоть и была с виду беленьким щупленьким одуванчиком. Я нутром чувствовала острую ненависть, которая готова выплеснуться через горло и сжечь все вокруг. Через полчаса они ушли. После этого ненависть отступила и я смогла дышать. А вот смотреть друг на друга мы почему-то долго не могли... Больше ничего не помню.
Естественно, когда моя дочь пошла в школу, я дико боялась, что кто-то обидит ее. Учила с младенчества: Ты - человек. Ты - полноправный гражданин. Никто не смеет тебя оскорблять и унижать. Даже близкие. Даже родственники. Даже взрослые. Даже я.
Чуть позже, беря интервью у школьного психолога, я поняла, что все делала правильно. Она сказала мне, что проблемы с общением в школьном коллективе наблюдаются у тех детей, которых гнобят дома. Чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, родители должны его поднимать, а не опускать. Будь ваше чадо хоть сто раз отличником - если оно старается из-под палки, если пытается просто угодить маме и папе - оно ничего не добьется в жизни.
Первую победу мы одержали в пятом классе. Средняя школа, новые учителя, дети почувствовали себя взрослыми. Класс разбился на группки. И ведущей стала группа девочек, которые считали себя "красотками". Они приходили в школу с макияжем, модно одетые и смачно ругались матом. В один из сентябрьских дней "красотки" попытались унизить одноклассницу в раздевалке спортзала. Все промолчали. Но моя Саша помня, что "никто не смеет оскорблять других" сказала, что она про них думает. После признавалась - было очень страшно. Но больше всего дочь потрясло не удивление "красоток", офигевших от того, что кто-то им противоречит. А то, что её поддержали. Одноклассницы встали на сторону Саши. И это было переломным моментом. В отношениях с девочками возникло равновесие. А к дочери стали обращаться за помощью - когда надо было разобраться в каких-то ситуациях.
В седьмом странным образом случилось так, что я стала "дежурной мамой класса". Меня по какой-то непонятной случайности сделали модератором классного чата. А я ввела там мораторий на оскорбления, маты, грязные темы и так далее. При этом обсуждать мы могли что угодно. Что характерно, всем понравилось. Да, с одной стороны это было проявлением несвободы. С другой, все знали, что арбитр будет справедлив. Так в классе исчезли обидные прозвища. И все чаще стало звучать "мы - семья
Понятно, это не все. Ребятишки писали мне в личку, когда возникали личные вопросы. Многие рассказывали о влюбленностях, проблемах с родителями, сомнениях. Дочь шутила: Мама общается с моими одноклассниками чаще, чем со мной.
Вот тогда я поняла: главное - говорить с ребенком. Это не так уж сложно. Просто нужно оторваться ненадолго от компа, телефона или телека и узнать, что волнует его. Что интересует. Какие его вопросы мучают.
Поэтому всем, у кого есть дети-тинейджеры, скажу - не верьте дурацкой рекламе. Просто поговорите со своим дитём. Если сходу станем мягко направлять наших подростков, если будем работать с их самооценкой, если научим уважать себя - никто, слышите, никто не сможет их унизить. И не надо будет придумывать ребенку никакую изоляцию, чтобы защитить от нападок.
Я не против дистанта. Мне он близок по духу - можно дофига сделать, не отвлекаясь на ерунду. Но. Я против того, чтобы прятать ребенка от проблем. Обучение однажды закончится. И вашему "малышу" придется прыгнуть в жизнь. Пусть он будет готов к ней. Ведь для этого нужно совсем немного - ваша любовь.