Найти тему
Letundra и её новости

Небо. Самолёт. Девушки. Как форма стюардесс отражает стиль эпохи

Оглавление

Строгий английский костюм в 50-е, строгие ограничения по весу и даже оттенку помады в 70-е, яркие костюмы и романы с олигархами в 90-е, форма от-кутюр в 00-е. Теперь же стиль небесных красавиц диктуют новые тренды. И сейчас это свобода самовыражения и принятие человека таким, какой он есть. Бортпроводницы меняют туфельки на кроссовки. И не только. Впервые стюарды и стюардессы могут не скрывать татуировки, краситься так, как им нравится и даже определять свой пол, как хочется. На связи Letundra и мой рассказ сегодня о том, как одна из самых романтичных профессий отражает образ эпохи.

Фото: skyup.aero.ru
Фото: skyup.aero.ru

Первая униформа

Советская гражданская авиация обходилась вовсе без бортпроводников до самого 1939 года. Первой стюардессой в СССР стала двадцатилетняя Эльза Эдуардовна Городецкая — она сопровождала пассажиров 5 мая 1939 года.Тогда у юной Эльзы не было не то что специальной формы — не существовало даже названия для её должности. Городецкая числилась кладовщицей, пока профессию бортпроводника не утвердили уже в конце 1939 года.

Целых 15 лет — до 1954 года — к одежде стюардесс не выдвигалось особых требований, кроме чистоты и опрятности. А в 1954 году у советских бортпроводниц появилась первая официальная форма. Правда, только для международных рейсов. Костюмы были выдержаны в строгом английском стиле: белые блузки, юбки длиной до колена, приталенный жакет, шапочка из фетра, туфли. Также в комплект входили плащ и пальто. Шили форму из шерсти высокого качества, большая часть предметов одежды была синего цвета.

Ещё спустя 8 лет для бортпроводниц создали летний вариант формы. Чтобы стюардессы не страдали от жары в теплых странах, из легкой ткани шили всё те же приталенный жакет и юбку, но уже серого цвета. В летний комплект также входили белая блузка и пилотка в цвет костюма.

Бурные семидесятые

К началу этого десятилетия требования ко внешнему виду бортпроводниц стали только строже. Пока в мире бурлили диско и рок, в Советском Союзе вольности не допускались. Стюардессы носили только строго определённую форму. Единственное, что девушки могли выбирать самостоятельно — это туфли. Но и тут приходилось соблюдать правила: обувь должна была быть закрытой, на каблуке высотой 3-5 сантиметров.

Но требования выдвигались не только к одежде стюардесс: их внешность в целом была строго регламентирована, особенно тех девушек, что сопровождали международные рейсы. Фигуры проводниц были непременно стройными, волосы уложены в аккуратную причёску, макияж приветствовался скромный. Даже оттенки декоративной косметики были ограничены и одинаковы для всех.

Несмотря на всю строгость — а, возможно, и благодаря ей — советские стюардессы производили ошеломляющее впечатление на иностранцев. Так, на первом советском рейсе, следующем в Нью-Йорк, работали сразу семь стюардесс, каждая из которых полностью соответствовала требованиям к внешности бортпроводницы. Один из американских корреспондентов, присутствовавший в самолёте, был восхищен красотой советских девушек. Корреспондент стал делать стюардессам двусмысленные комплименты. Советские красавицы прекрасно понимали его речь — каждая из девушек закончила факультет иностранных языков — но никак не реагировали, сохраняя чувство собственного достоинства.

В 1970 году «Аэрофлот», всё больше развивавший международные направления, впервые отправил на Международный конкурс бортпроводников советскую стюардессу Татьяну Виноградову. Девушка очаровала жюри и, обойдя конкуренток, получила звание «Самая обаятельная». После конкурса Татьяна Виноградова стала известна на весь Союз, и за его пределами — именно её фотография украшала плакаты с призывом «Летайте самолётами «Аэрофлота».

Тогда, в семидесятых, форма бортпроводниц снова изменилась — на этот раз в утончённом французском стиле: изящные малиновые костюмы и высокие шляпы из фетра.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Олимпийское оживление восьмидесятых

К началу Олимпиады в Москве форма советских бортпроводниц меняется снова: в новый комплект входит синий костюм в клетку. Обязательные дополнения — шейный платок и шляпка. В 1986 году появляется другая форма: тоже синие костюмы, но более строгого кроя, юбки новых костюмов надежно скрывали колени бортпроводниц. Зато аксессуары стали ярче: красный шейный платок и красная шляпка.

Особенно пришелся по душе и пассажирам, и самим стюардессам летний вариант униформы восьмидесятых: символизирующие небо нежно-голубые платья с белыми воротниками и перчатками.

Стиль на рубеже веков

В девяностые одежда стюардесс стала ярче под стать эпохе: девушки надели красные костюмы, юбка вновь поднялась до колен. Вероятно, как раз в таком костюме 24-летняя стюардесса Ирина Маландина познакомилась с будущим олигархом Романом Абрамовичем. Прямо на борту самолёта начинающий тогда бизнесмен влюбился в улыбчивую Ирину и через год повёл красавицу под венец.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Начиная с конца девяностых и до начала нулевых форму для уже российских стюардесс разрабатывали талантливые дизайнеры: Валентин Юдашкин в 1997 году и Виктория Андреянова — в 2003. Юдашкин создал для бортпроводниц элегантные деловые костюмы. Адриянова придумала необычный принт на форменном фартуке, имитирующий переброшенную через плечо косу.

Свобода самоопределения

Сейчас в России работает много авиакомпаний и каждая выбирает для бортпроводников свою униформу. Стюардессы «Аэрофлота» летом носят красные костюмы в стиле пятидесятых годов с обязательной пилоткой и белыми перчатками. Зимой девушки переодеваются в синюю форму.

Кстати, современная форма бортпроводниц «Аэрофлота» победила в номинации «Лучшая форма бортпроводников» в рамках престижной международной премии Business Traveller Russia & CIS Awards в 2017 году.

У компании S7 бортпроводники одеты в бирюзовые костюмы с салатовыми аксессуарами — в тон привлекающей внимание раскраске авиалайнеров перевозчика.

Фото: s7.ru
Фото: s7.ru

В наше время ограничения во внешности стюардесс, те самые пресловутые «стандарты красоты», что так ценились раньше, воспринимаются, скорее как ущемление прав. Всё больше голосов звучит за то, чтобы дать, наконец, бортпроводникам тот комфорт в одежде, которого так требует их работа, где приходится много двигаться, наклоняться и тянуться к полкам, поднимать тяжести и т.д.

Первой компанией на постсоветском пространстве, кардинально поменявшей форму стюардесс, стала украинская авиакомпания SkyUp. Уже в сентябре 2021 года бортпроводницы SkyUp сменили узкие юбки на свободные брюки, а туфли на каблуках — на кроссовки. Необязательными атрибутами внешнего вида стюардесс станут головные уборы и яркий макияж. А вот шейные платки останутся частью формы. В новой униформе стюардесс украинской авиакомпании преобладает ярко-оранжевый цвет.

Фото: skyup.aero.ru
Фото: skyup.aero.ru

Исследование, проведённое SkyUp, показало, что сами стюардессы считают некоторые детали своих униформ устаревшими. Кроме того, девушки говорили о том, что главное для них — даже не удобство одежды, а уважение со стороны пассажиров. На фоне общемирового стремления к комфортной и свободной одежде, традиционная форма бортпроводниц иногда оценивается как довольно вызывающая, и некоторые пассажиры позволяют себе вольности в отношении девушек.

Во всём мире авиакомпании сейчас стремятся стереть гендерные различия. И возможно, SkyUp станут первыми ласточками в общем движении перевозчиков навстречу новому представлению о том, как должны выглядеть бортпроводники.

Если статья понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Стараюсь писать о важном и интересном для путешественников. Ваша Letundra.

Также может быть интересно:

«Самый жалкий бутерброд на свете» или роскошный обед: чего ждать на борту самолёта

Турбулентность: как погода делает полёты опаснее, дороже и при чём тут айсберги

Законное беззаконие авиакомпаний, или что такое овербукинг