Во второй части подборки с малоизвестными дебютами мы остаёмся на рубеже 60-х/70-х и затронем две записи. Дебютный альбом группы Hawkwind культовая запись среди ценителей психоделии и спейс-рока, но и известной среди любителей тяжёлой музыки, благодаря тому что в ней на бас-гитаре ещё до образования Motorhead играл Лемми Килмистер (на дебютнике он ещё не входил в состав группы).
Первый же релиз Jethro Tull многие ставят особняком от остальной дискографии группы, поскольку это тот единственный альбом при записи которого Йен Андерсон ещё не был единственным лидером коллектива, а делил этот статус с гитаристом Миком Абрахамсом.
Hawkwind – Hawkwind (1970)
Популяризаторы спейс-рока ведомые Дэйвом Броком не сразу «полетели в космос». До старта, как «космического», так и карьерного, оставался ещё год, и на своём дебютном релизе группа твёрдо стоит на земле, хотя сознанием уже жаждет от неё оторваться.
Позиционирующие себя, как концертный джем-бэнд Hawkwind оставались такими и в студии, опираясь на импровизационное творчество своих южнороковых коллег пропущенное через облако дурмана. Не самое коммерчески перспективное направление. Собственно коммерческие перспективы не сильно интересовали группу.
Своим первым треком Hurry On Sundown выполненным в стиле акустического блюза они легко могут отпугнуть потенциальных ценителей, поскольку эта песня настолько типичный акустический блюз, что жаждущий музыкальных откровений слушатель просто пожмёт плечами и отправит пластинку на полку. Но те, кто в теме, выдержат акустическую интерлюдию и уже на The Reason Is? почувствуют словно их засосало внутрь пустынного пейзажа с неведомыми существами, который красуется на обложке. Палящий зной, рассудок затуманивается, восприятие искажается, а слух становится острее.
По сути вся пластинка (кроме первого трека) это один протяжный звуковой трип с условным разделением на трэки, трип как музыкальный, так и мозговой (последней особенно хорошо передан в двухчастном треке Paranoia). Любители подобных звуковых зарисовок останутся довольны этим непродолжительным, но впечатляющим путешествием. Дальше будет иное – холодное, парящее и порою отстранённое.
Слушать: Be Yourself и Mirror of Illusion
Jethro Tull – This Was (1968)
Дебют Jethro Tull это музыкальное воплощение положения путника на развилке, «направо пойдёшь….» и т.д. Как я уже говорил, на тот момент Йен Андерсон ещё не олицетворял собой группу и разделял лидерство с гитаристом Миком Абрахамсом. Понять возможные векторы развития группы можно прослушав два первых трека. Фолк-роковый номер с ведущей партией флейты (My Sunday Feeling) сменяется блюзовой Some Day the Sun Won’t Shine for You (правда автор обеих Андерсон).
Не смотря на противоречия между музыкантами альбом не выглядит разделённым на два самостоятельных песенных блока, композиция прекрасно друг с другом сочетаются , но видимо находиться в постоянном напряжении и строить взаимоотношения на компромиссах Абрахамс и Андерсон долго не могли , и в год релиза альбома Мик покинул группу.
Не скажешь, что после ухода Абрахамса Йен резко сменил курс, следующий релиз Stand Up близок к This Was, но всё же общий музыкальный вектор несколько изменился. Сейчас This Was не смотрится чужеродным элементом в дискографии Jethro Tull, а некоторыми воспринимается и как один из самых лучших альбомов группы, поэтому упускать его из виду не стоит, ведь именно с этого релиза начиналась история одной из самых интересных рок-групп 20 века.
Слушать: Beggar’s Farm, A Song for Jeffrey