Друзья, продолжаем увлекательную историю фаната металлиста-проектировщика, начало тут.
Краткий пересказ предыдущей серии:
80-е годы XIX века - весна технологий. Замечательный термин, отражающий могучую поступь научно-технического процесса. Химия, физика, прорыв в электричестве и смежных отраслях. Бурный век, грандиозные свершения.
Впервые чугун как строительный материал стали применять в Англии (1779 год), а во Франции с 1803 года. Металл в архитектурных проектах постепенно набирал сторонников. Так вот заслуга Эйфеля как раз в том, что большая часть его насыщенной инженерной жизни была связана с популяризацией металлических конструкций в строительстве зданий и сооружений.
Добро пожаловать на канал “ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ”. Здесь интересно. И здесь Вам рады. Честно!
Звездный час
И все же вершиной триумфа для Эйфеля стало возведение той самой знаменитой “Грандиозной железной леди”. Но до этого пока далеко, вернемся к началу событий.
На дворе 1 мая 1886 года, где-то впереди маячит 100 лет Французской республики и грандиозные мероприятия по этому поводу (напомним, что это 1889 год). Именно в мае 1886 года был объявлен памятный конкурс проектов, посвященных будущему облику Всемирной выставки как раз под юбилей революции.
Условия для будущего символа выставки:
- Принцип самоокупаемости;
- Возможность быстрого демонтажа.
Эйфель воспользовался “домашней заготовкой”, так как еще в июне 1884 года два его ведущих инженера-проектировщика (Морис Кёхлен и Эмиль Нугье) уже составили подробный план будущей башни из металла:
- Форма-Пирамидальная колонна с 4 опорами, соединяющиеся кверху;
- Высота - 300 метров.
Тот же самый мост (на которых компания Эйфеля собаку съела), только вставший на дыбы. Это было смело! Из 107 претендентов победителем стал наш герой.
Для придания лоска (Париж все-таки!) архитектор компании Эйфеля, Стефан Совестр, предложил ряд улучшений:
- Обшить опоры камнем;
- Связать площадку 1 этажа и опоры арками;
- На этажах башни оформить стеклянные залы;
- Верхушку конструкции сделать округлой.
На том и порешили!
Так как исполнительный комитет Всемирной выставки профинансировал только ¼ проекта Гюстав (умнейший человек!) заключил соглашение: после окончания строительства он будет единственным выгодоприобретателем прибыли от башни на протяжении 25 лет. Подписание трехстороннего договора (Эйфель, мэрия Парижа и государство) состоялось в январе 1887 года.
Итоговая сумма бюджета стройки составила - 7 800 000 франков.
Спойлер: Бюрократы из комитета и мэрии потом кусали локти, так как все затраты на постройку окупились … за 1 год!
Люди бьются за металл
Все 18 000 элементов башни были изготовлены на заводе Эйфеля. Каждая деталь изготовлена в соответствии с чертежами с точностью до десятой доли миллиметра.
На строительстве было занято 300 рабочих. Процесс был выстроен так грамотно, что не было ни сбоев в поставке и изготовлении деталей конструкции, ни несчастных случаев при монтаже. Точность чертежей и многолетний опыт в работе с большими проектами из металла также этому способствовали. 31 марта 1889 был совершен совместный, с представителями заказчика подъем на 1 710 ступенек.
Металлическая конструкция башни весила — 7 300 тонн, а полный вес составил 10 100 тонн.
Культурный шок
Однако парижане не был бы парижанами (традиции обязывают) если б не выступили с протестами против строительства этой футуристической по тем временам башни. Как ее только не костерили острословы:
- Cамый высокий фонарный столб в мире;
- Железный монстр;
- Скелет колокольни;
- Металлическая опора гимнастического снаряда;
- Высокая и худая пирамида железных лестниц;
- Гигантский неуклюжий скелет на фундаменте, построенный, судя по всему, для того, чтобы выдержать огромный монумент Циклопа;
- Недостроенная фабричная труба;
- Гриль в виде колокольни;
- Решето в виде свечи и так далее.
Апогеем культурного противостояния стала статья деятелей культуры «Протест против строительства башни месье Эйфеля», которая была опубликована в газете Le Temps. Ее подписали всемирно известные литераторы, художники: Мопассан, Эмиль Золя, Шарль Гарнье, Александр Дюма младший и другие.
«Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы и любители красоты Парижа, искренне выражаем наше возмущение во имя защиты французского стиля, архитектуры и истории, против нецелесообразной и ужасной Эйфелевой башни»
выдержка из статьи
Однако недальновидность бюрократов и представителей искусства стала очевидной после открытия Всемирной выставки. Только за 6 месяцев работы башню посетили более 2 000 000 человек!
Первый проект освещения диковинки состоял из: 10 000 газовых фонарей, 2 прожекторов и маяка с линзами цветов национального флага Франции.
«Мне следовало бы испытывать чувство ревности к башне. Ведь она гораздо известнее меня»
Гюстав Эйфель
Потомки увековечили достижения гениального инженера. Позолоченный бюст Эйфеля можно увидеть у подножия северной опоры “железной леди”, своего любимого детища.
Заслуженный жест для первопроходца металлоконструкций. Ведь благодаря его энергии и проектам, идея и технология металлических каркасов успешно внедрили в строительство зданий сначала в США, а потом и по всему миру. Помним? Все, что очевидно сейчас, не было таким 150 лет назад.
Друзья, канал жив и развивается, когда есть активность. Если вам понравился пост, то смело подписывайтесь на нас. Ибо дальше будет только интересней! Всех благ.
Если проектирование для вас не пустой звук и вы хотите быть в курсе последних событий:
- Переходите на наш ютуб канал PRO-Z: Проектирование зданий, там актуально и есть возможность посмотреть друг другу в глаза;
- А если в вас загорелся дух проектировщика, но не хватает знаний, вы можете записаться на наши обучающие курсы.