Найти тему
Еженедельник "Звезда"

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Елена Дунаева о предстоящем саммите ШОС

Юбилейный саммит стран ШОС запланирован на 16-17 сентября. Он пройдёт в Таджикистане. Одна из ключевых его интриг — будет ли запущена процедура приёма Ирана в состав организации. Участие в мероприятии вполне вероятно примет и новый иранский президент Эбрахим Раиси.

Фото Елены Дунаевой
Фото Елены Дунаевой

Иран, как известно, уже давно надеется стать членом Шанхайской организации сотрудничества и уже предпринимал соответствующие попытки ранее. Но в том же 2016 году Таджикистан выступил против. Как отмечает Елена Викторовна, на тот момент проблема заключалась в том, что Иран неоднократно принимал представителей Партии исламского возрождения Таджикистана, которая запрещена в самой республике. Влияние оказали и определённые финансовые проблемы во взаимоотношениях двух стран.

Против Ирана также выступал и Узбекистан. Но даже если бы против выступила только какая-либо одна страна, войти в состав ШОС Тегеран бы не смог — решение о приёме новых членов может быть принято лишь единогласно.

На сегодняшний день также нельзя говорить о стопроцентной вероятности единогласного приглашения Ирана к участию в ШОС. Но даже если это действительно случится, то говорить непосредственно о принятии в состав преждевременно. Дело в том, что процедура вступления очень длительная сама по себе. Документы, необходимые для вступления, должен одобрить национальный парламент. Пока это не будет сделано, страна не сможет участвовать в принятие решений наравне с уже действующими государствами ШОС. А у Ирана на этом этапе проблемы уже возникали.

РИА Новости
РИА Новости

Как отмечает Елена Дунаева, проблемы с Таджикистаном на сегодняшний день в большинстве своём решены. Страны пришли к стабильной форме взаимодействия друг с другом, и такого накала, какой наблюдался несколько лет назад, уже однозначно нет. Поэтому и вступление в ШОС нужно Ирану вовсе не для решения проблем с Душанбе. Тегерану куда важнее поднять и закрепить свой статус региональной державы. Учитывая текущую геополитическую обстановку (усиление и активизацию России и Китая), Иран боится остаться за бортом.

Если сравнивать проблемы связанные с санкционным давлением со стороны США и с афганским кризисом, то более актуален для Ирана на сегодняшний день последний. Тегеран одним из первых в своё время выступил с инициативой организации борьбы против ИГИЛ (здесь и далее — террористическая организация, запрещённая в России) на территории Сирии и Ирака. И очевидно, что власти страны меньше всего заинтересованы в появлении террористов у своих границ. Тем более со стороны Афганистана, где она (граница) имеет довольно большую протяжённость.

sectsco.org
sectsco.org

Вероятность дробления Афганистана — также большая проблема, поскольку может породить соответствующие настроения внутри Ирана. И Тегеран хорошо осознаёт эту опасность.

Что до самого Афганистана, являющегося в организации наблюдателем, то в этом году по понятным причинам его представителей на саммите не будет. Более того, существуют риски полного отчуждения страны от участия в ШОС. При этом все страны заинтересованы во включённости страны в региональные форматы, в связи с чем обсуждение проблем и попытки выработать совместные договорённости вряд ли будут прекращены.

Кроме того, организация рискует столкнуться и с рисками извне. Это может быть вмешательство со стороны ЕС, или, например, «Большой семёрки». Нельзя исключать и рисков того, что давление будут оказывать США. Не в их интересах допускать формирования единой политической линии как в организации в частности, так и в регионе в целом.

Больше информации по этой теме в материале Еженедельника «Звезда»

#афганистан #геополитика #иран #таджикистан #шос #саммит