Если вы любитель оперы и планируете посетить Вечный город (возможно, когда ограничения на коронавирус исчезнут), поклонник Рима, задающийся вопросом, какие песни ассоциируются у вас с любимыми зданиями, или ни то, ни другое, но хотите узнать, эта статья для вас!
Я начал эту статью, думая, что у меня будет больше примеров, чем места, чтобы написать о них, но оказалось, что на самом деле не так уж много опер, действие которых происходит в Риме, что удивительно (после "Тоски" мы скребем по поверхности в поисках крошек, что, однако, означает, что мы можем обнаружить некоторые неожиданные сокровища!)
1. Театр дельи Опера
Очевидно, что оперный театр является первым пунктом назначения для поклонников оперы. Он расположен рядом с площадью Республики. Он был построен в 1880 году и открыт представлением "Семирамиды" Россини. Архитектором был Акилле Сфрондини, который специализировался на театрах, и этот проект принес Сфрондини орден Короны Италии, а прекрасные фрески на потолке были выполнены Аннибале Бругноли. Первоначально театр назывался и иногда до сих пор называется Teatro Costanzi в честь финансиста.
Интересно отметить, что опера находится на месте древнего дома Гелиогабала, императора III века, который женился пять раз (в том числе на девственнице) и был убит в возрасте восемнадцати лет.
Площадь перед зданием, Пьяцца Беньямино Джильи, названа в честь знаменитого тенора начала 20-х годов.
В этом театре состоялись мировые премьеры опер "Деревенская кавалерия" Масканьи и "Тоска" Пуччини.
2. Сант-Андреа делла Валле (Тоска, акт I)
Пуччини поставил "Тоску" в Риме, и первый акт происходит в церкви Сант-Андреа делла Валле, которую вы найдете недалеко от Корсо Витторио Эмануэле II в паре кварталов от Ларго ди Торре Арджентина. Действие оперы сосредоточено вокруг "капеллы Аттаванти" (изобретение Пуччини). Здесь скрывается беглый революционер Анджелотти под защитой своего друга, художника Марио Каравадосси, который пишет картину "Мадонна". Марио также встречает свою возлюбленную, Флорию Тоску, которая ревнует его к модели для своей картины. Позже Скарпиа, начальник полиции, входит в церковь в поисках Анджелотти и обнаруживает веер сестры мятежника: когда Тоска входит в церковь в поисках Марио, он использует его, чтобы разжечь пламя ее ревности. Она бросается на поиски Марио, и Скарпиа открывает свое намерение повесить Марио и завладеть Тоской во время "Те Deum", исполняемого церковной процессией. (Пуччини провел обширное исследование местных римских мелодий для Te Deum).
Сама церковь является хорошим примером стиля барокко, начатого в 1590 году Джакомо делла Порта и Пьером Паоло Оливьери, но окончательный проект был в основном выполнен Карло Мадерно. Строительство было завершено в 1650 году, а фасад был добавлен несколькими годами позже Карло Райнальди. В церкви и капеллах сохранилось множество достойных произведений искусства, особенно фрески в стиле барокко.
3. Палаццо Фарнезе ("Тоска", акт II)
Этот дворец был местом действия второго акта "Тоски", где Скарпиа пытает Марио, требуя выдать местонахождение Анджелотти. Тоска выдает информацию, расстроенная криками своего любовника, и Скарпиа ставит ее перед выбором: она может спасти Марио от казни, если переспит с ним (Скарпиа). Она поет потрясающе красивую Vissi d'arte, где оплакивает свою судьбу, и соглашается со Скарпиа. Он устраивает инсценировку казни Марио, и Тоска, вместо того чтобы поддаться его ласкам, убивает его и убегает.
"Sempre con fè sincera diedi fiori agli altar."
(Всегда с искренней верой я приносил цветы к алтарю).
Сам дворец, расположенный между рекой Тибр и Кампо деи Фьори, был впервые спроектирован в 1517 году Антонио Сангалло младшим, но во времена правления папы Павла III Фарнезе для его перестройки был приглашен Микеланджело. Его главным вкладом стал верхний этаж с карнизом, и у него были планы соединить дворец с виллой Фарнезина через реку аркой. Эти планы так и не были реализованы, но в память об этом проекте через дорогу до сих пор стоит арка. Некоторое время здесь жила Кристина Шведская, затем дворец перешел к дому Бурбонов, а затем к французскому правительству (сейчас здесь находится посольство Франции). Действие "Тоски" происходит в 1800 году, когда она принадлежала Бурбонам, королям Неаполя.
4. Замок Сант-Анджело (Тоска, акт III)
В третьем акте "Тоски" Марио, заключенный в тюрьму в замке Сант-Анджело в ожидании казни, поет знаменитую E lucevan le stelle, где он вспоминает вечер, проведенный с любимой - "entrava ella fragrante" - и выражает свою любовь к жизни:
"E muoi disperato e non ho amato mai... tanto la vita!"
(И я умираю в отчаянии и никогда не любил так сильно... жизнь!).
Появляется Тоска, объясняет, что произошло и что будет инсценировка казни, советует Марио притвориться мертвым. Они прощаются, появляется расстрельная команда, и когда она понимает, что он действительно мертв, она прыгает с балкона навстречу своей смерти.
Пуччини посетил замок Сант-Анджело, чтобы сделать точную запись высоты и громкости колоколов, которые слышны с башни в начале третьего акта.
Эта тюрьма (ныне просто музей) попеременно называется мавзолеем Адриана, так как изначально она была построена как гробница для этого императора между 124-139 годами нашей эры. Он был местом захоронения всех римских императоров до 217 года, хотя урны и прах были утрачены, когда Аларих захватил Рим в 410 году.
Название происходит от популярной легенды о том, что после чумы VI века на вершине сооружения был виден архангел Михаил в ножнах с мечом, что означало конец чумы. По другой версии, подобное видение было у папы Григория I в 15 веке.
В 1536 году была изваяна мраморная статуя Михаила (сейчас находится во внутреннем дворе). В 1753 году она была заменена на нынешнюю бронзовую версию.
5. Памятник Кола ди Риенцо (Ренци)
Если вы не знакомы с "Риенци", то это потому, что это редко исполняемая, довольно скучная опера (замечу, что музыка довольно увлекательная, особенно для Вагнера - это до того, как он разработал свой фирменный беспрерывный стиль), которую любил Гитлер. Но она актуальна здесь, потому что ее главный герой - популистский герой Кола ди Риенцо, который возглавил восстание и назвал себя трибуном Рима в 1347 году и попытался основать новую Римскую империю, а затем бежал из города в том же году. Позже его сделали сенатором Рима, но он принимал непопулярные решения и вскоре был убит разъяренной толпой.
В опере Вагнера рассказывается о первоначальной революции Риенци, которая закончилась тем, что он сжег Капитолий. Статую Кола ди Риенцо можно увидеть рядом с лестницей, ведущей на Капитолийский холм с запада (Кордонато), недалеко от базилики Санта-Мария-ин-Ара-Коэли. Статуя, изображающая Риенци в виде фигуры в капюшоне, поднимающей руку, была установлена в 1871 году по проекту скульптора Джироламо Мазини, что отражает возрождение интереса к фигуре ди Риенцо в эту эпоху итальянской истории.
6. Храм Весты ("Рома" и "Весталка" Массне)
Не одна, а две оперы Массне посвящены весталкам, которые хранили храм Весты на римском Форуме: Roma и La Vestale (ни одна из них не исполняется очень часто). Оба сюжета сосредоточены вокруг юных весталок, Фаусты и Эмилии соответственно, которые позволили священному огню прогореть и, согласно законам Рима, должны быть похоронены заживо. В "Рома" бабушка Фаусты убивает ее, чтобы избавить дочь от этой участи; в "Весталке" любовник Эмилии убивает себя над ее живой могилой.
"La vita mi lascio, ma non l'amore..."
(Я оставляю жизнь, но не любовь).
Храм Весты - узнаваемый в основном разрушенный храм (частично восстановленный Муссолини) на Римском форуме рядом с Домом весталок, где находилась древняя священная роща у подножия Палатина. Изначально храм состоял из двадцати коринфских колонн, расположенных по кругу вокруг целлы, где хранился священный вечный огонь, считавшийся pignora imperii или "залогом правления", обеспечивающим дальнейшее господство Рима. Дверь располагалась на востоке. Говорят, что Нума Помпилий, второй царь Рима, положил начало этой традиции и культу Весталок.
Девы-весталки давали обет целомудрия, который длился тридцать лет, после чего они могли свободно выходить замуж. За нарушение обета их хоронили заживо, так как проливать кровь девы-весталки было запрещено. Изначально их было две, но постепенно их число увеличилось до семи: окончательно вечный огонь погас в 394 году нашей эры при императоре Феодосии I.
7. Domus Aurea (L'incoronazione di Poppea)
Эта опера Монтеверди 1643 года открывается спором Фортуны и Добродетели за первенство и в конце концов уступает аргументам Любви. Опера продолжает рассказывать о весьма примечательной недобродетельной карьере Поппеи Сабины и ее любовника Нерона. Нерон намерен жениться на Поппее, хотя уже женат на Оттавии: когда его воспитатель, знаменитый стоик Сенека, возражает, он приказывает ему совершить самоубийство. Оттавия приказывает бывшему любовнику Поппеи, Оттоне, убить ее (Поппею), но в решающий момент Любовь выбивает у него из рук меч. Заговор раскрыт, Оттоне и Оттавия изгнаны, а Нерон и Поппея могут свободно пожениться. Ах, юная любовь.
Действие оперы в основном происходит во дворце Нерона, скорее всего, на Палатинском холме, но он был разрушен во время Великого пожара, и интереснее взглянуть на Domus Aurea, который Нерон начал строить в 64 году нашей эры, на следующий год после женитьбы на Поппее. Этот дворец, расположенный на Оппиевом холме к северу от Колизея (который изначально был искусственным озером для Domus Aurea), отличался исключительной роскошью - мраморные залы были обильно покрыты золотом и мозаикой, а потолок в столовой можно было заставить вращаться, осыпая гостей лепестками роз и благовониями. После смерти Нерона в 68 году нашей эры земля, которую занимал дворец, была возвращена общественности, а залы были запечатаны под землей, и их вновь обнаружили только в эпоху Возрождения.
8. Виа дель Корсо (Бенвенуто Челлини)
Возможно, вы не слышали об этой опере Берлиоза, но вы могли слышать увертюру "Римский карнавал". Заглавный герой оперы - реально существовавший скульптор Челлини, и в центре внимания - его соперничество со скульптором Фьерамоска за заказ статуи и руку прекрасной Терезы. В суматохе знаменитого римского карнавала, предшествующего Великому посту, Челлини закалывает Помпео, который пытался похитить Терезу для Фьерамоски, переодевшись монахом. Папа дает Челлини шанс снять с себя обвинения и добиться руки Терезы, быстро отлив статую. Челлини удается превратить солому в золото, но в конце концов он использует все наработки в своей мастерской и добивается успеха.
Местом проведения римского карнавала была улица Виа ди Корсо, названная так из-за скачек, которые проходили здесь в начале каждого карнавала. Более полное описание улицы я написал здесь.
9. Капитолийский холм (La Clemenza di Tito)
Эта опера Моцарта рассказывает о ряде заговоров и интриг во время правления Тита, который появляется в конце, чтобы подвести итоги событий и восстановить справедливость. Персонажи оперы: Вителлий, разрывающийся между желанием отомстить императору Титу и желанием самому стать императрицей, влюбленный в нее Сесто, сестра Сесто Сервилия, которую Тит выбирает императрицей, и влюбленный в Сервилию Эннио. В конце первого акта Сесто сжигает Капитолий, пытаясь убить Тито по приказу своей возлюбленной Вителлии.
Капитолий был самым ранним обитаемым холмом в Риме; древние римляне верили, что первое городище здесь основал Сатурн, и это называлось Сатурналии. Именно на Капитолийском холме Тарпея, дочь хранителя цитадели, впустила в город сабинское войско. Сабинская армия раздавила ее своими щитами и столкнула с того места, которое стало называться Тарпейской скалой, где в императорский период казнили преступников, деформированных и душевнобольных.
В центре Капитолийского холма находится Кампидольо, площадь, спроектированная Микеланджело. Он перенес главный вход на Капитолийский холм с римского форума в сторону собора Святого Петра, что было символично. В одном конце площади находится Палаццо деи Сенатори, а в другом - парадная лестница Ла Кордоната. Слева находится Палаццо Нуово, построенный симметрично более старому Палаццо деи Консерватори справа. В римские времена, когда происходит действие оперы, Палаццо деи Консерватори был занят храмом Юпитера.
10. Собор Святого Петра ("Тангейзер")
В одной из самых доступных опер Вагнера Тангейзер, который любит чистую Елизавету, но заблудился в Венусберге, наслаждаясь чувственными прелестями богини, решает оправдать себя, отправившись в паломничество в Рим. Мы не видим этого на сцене, но Тангейзер рассказывает о своем неудачном путешествии, где он добирается до 'die heil'ge Stelle', чтобы попросить отпущения грехов, полный надежды и раскаяния, но получает отказ от Папы:
Hast du im Venusberg geweilt
so bist nun ewig du verdammt!
(Если ты был на Венусберге, то ты вечно проклят!).
Я не уверен, где бы происходила сцена отказа в отпущении грехов, но собор Святого Петра, вероятно, легче всего посетить, и вы даже можете пойти на исповедь в любое время дня (и почти наверняка вам не откажут...).
Конечно, о соборе Святого Петра можно писать книги, но вкратце можно сказать, что он построен на могиле Святого Петра, что является буквальной иллюстрацией библейского стиха: "ты - Петр, и на сем камне я построю церковь мою". Он расположен на месте старого римского ипподрома (также место распятия, поэтому здесь и был похоронен Святой Петр). Здание Тангейзера, который жил бы в начале XIII века, было бы другим (и меньшим), чем то, которое вы видите сегодня, построенное при папе Юлии и папе Льве X по проектам архитекторов Доменико Фонтана, Рафаэля, Антонио де Сангалло Младшего и Микеланджело, который спроектировал купол, самый высокий в мире. Карло Модерно создал фасад в 1614 году, а Бернини отвечал за большую часть декора, включая знаменитый балдаккино и прилегающую площадь. Здание является сокровищницей итальянского искусства.