Так называемый портрет в тужурке, изображающий последнего русского императора, известен достаточно хорошо.
Однако мало кто знает, что полотно Валентина Серова, которое ныне находится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве, – лишь авторское повторение подлинника, причем в быстрой эскизной манере.
Оригинальный портрет, созданный по заказу Николая II, хранился в личных покоях императрицы и был недоступен широкой публике.
Портрет из Третьяковской галереи заметно отличается от оригинала: выражение глаз императора совсем другое. Это известно потому, что хоть портрет и был недоступен для широкого зрителя, его несколько раз воспроизводили в печати, причем в цвете. В первый раз – в журнале «Мир искусства» в 1901 году.
Выходил он и в виде художественной репродукции и открыток. Интересно, что на открытках его напечатал парижский издатель русского происхождения Илья Лапин.
Что же касается судьбы оригинального портрета... Свидетельства современников и воспоминания противоречат друг другу.
Так, в журнале Художественно-исторической комиссии при Зимнем дворце от 26 октября 1917 года указано, что портрет «похищен и оказался впоследствии разорванным в клочья».
Эту версию подтверждала дочь художника Ольга Серова:
«В 1917 году матросы с особенной ненавистью кинулись на этот портрет, кинулись, как на живого человека, и не только разрубили его на множество кусков, но проткнули на портрете оба глаза. Куски этого портрета хранятся в Русском музее в Ленинграде, но реставрировать его невозможно: если бы даже и удалось собрать и склеить все куски, то глаз не существует – написать их мог бы только Серов».
Хранитель художественного отдела Русского музея Петр Нерадовский вспоминал, как три ученика школы Общества поощрения художеств принесли ему этот портрет, отнятый ими у солдат. Холст был порван в нескольких местах (не разорван!), глаза проткнуты штыками насквозь, а рядом с проколами осыпалась краска. По словам Нерадовского, он «положил портрет между двумя стеклами и запер его в шкаф».
Согласно воспоминаниям Нерадовского, он вернул картину в Зимний дворец по просьбе его комиссара в 1922 году, поскольку там открывали «Исторические комнаты Александра II и Николая II». Комиссар получил портрет и «довольный ушел, чтобы повесить его на прежнем месте во дворце в том виде, в каком он теперь находится, не реставрируя его».
«Исторические комнаты» просуществовали в Зимнем дворце до 1926 года, затем они были закрыты, а помещения передали Эрмитажу. Что произошло с портретом дальше, установить не удалось. Его местонахождение до сих пор неизвестно.
По материалам рубрики «Наследие» автора Ирины Гуськовой.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.