Найти в Дзене
Лекторий СПВ

В Третьяковской галерее – лишь копия этого портрета Николая II. Где оригинал, не знает никто

Так называемый портрет в тужурке, изображающий последнего русского императора, известен достаточно хорошо.

Однако мало кто знает, что полотно Валентина Серова, которое ныне находится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве, – лишь авторское повторение подлинника, причем в быстрой эскизной манере.
Портрет Николая II в Третьяковской галерее. Художник Валентин Серов. Фоторепродукция из открытых источников.
Портрет Николая II в Третьяковской галерее. Художник Валентин Серов. Фоторепродукция из открытых источников.

Оригинальный портрет, созданный по заказу Николая II, хранился в личных покоях императрицы и был недоступен широкой публике.

Портрет из Третьяковской галереи заметно отличается от оригинала: выражение глаз императора совсем другое. Это известно потому, что хоть портрет и был недоступен для широкого зрителя, его несколько раз воспроизводили в печати, причем в цвете. В первый раз – в журнале «Мир искусства» в 1901 году.

Выходил он и в виде художественной репродукции и открыток. Интересно, что на открытках его напечатал парижский издатель русского происхождения Илья Лапин.

Открытка издания Ильи Лапина. Париж, 1913 год. Фоторепродукция из открытых источников.
Открытка издания Ильи Лапина. Париж, 1913 год. Фоторепродукция из открытых источников.

Что же касается судьбы оригинального портрета... Свидетельства современников и воспоминания противоречат друг другу.

Так, в журнале Художественно-исторической комиссии при Зимнем дворце от 26 октября 1917 года указано, что портрет «похищен и оказался впоследствии разорванным в клочья».

Эту версию подтверждала дочь художника Ольга Серова:

«В 1917 году матросы с особенной ненавистью кинулись на этот портрет, кинулись, как на живого человека, и не только разрубили его на множество кусков, но проткнули на портрете оба глаза. Куски этого портрета хранятся в Русском музее в Ленинграде, но реставрировать его невозможно: если бы даже и удалось собрать и склеить все куски, то глаз не существует – написать их мог бы только Серов».

Хранитель художественного отдела Русского музея Петр Нерадовский вспоминал, как три ученика школы Общества поощрения художеств принесли ему этот портрет, отнятый ими у солдат. Холст был порван в нескольких местах (не разорван!), глаза проткнуты штыками насквозь, а рядом с проколами осыпалась краска. По словам Нерадовского, он «положил портрет между двумя стеклами и запер его в шкаф».

Согласно воспоминаниям Нерадовского, он вернул картину в Зимний дворец по просьбе его комиссара в 1922 году, поскольку там открывали «Исторические комнаты Александра II и Николая II». Комиссар получил портрет и «довольный ушел, чтобы повесить его на прежнем месте во дворце в том виде, в каком он теперь находится, не реставрируя его».

«Исторические комнаты» просуществовали в Зимнем дворце до 1926 года, затем они были закрыты, а помещения передали Эрмитажу. Что произошло с портретом дальше, установить не удалось. Его местонахождение до сих пор неизвестно.

По материалам рубрики «Наследие» автора Ирины Гуськовой.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.