Найти тему
Ольга Шакина

Ещё 5 хорроров 2010-х, похожих на искусство

Кадр из фильма «Раны»
Кадр из фильма «Раны»

Продолжаю подбивать итоги 2010-х: вот вам вторая часть десятки лучших хорроров второго десятилетия 21 века. В общем — жуть, которая вроде появилась недавно, а уже стала классикой.

«Это было недавно, это было давно», — как пел Муслим Магомаев, Энгельберт Хампердинк из моего детства, которого ты, дорогой читатель, надеюсь, не помнишь, потому что и не знал никогда.

Кадр из фильма «Костяной томагавк»
Кадр из фильма «Костяной томагавк»

Вестерн ступает на территорию gore - кино, где в людей не стреляют, а делают вещи похуже; диалоги тут меж тем получше тарантиновских. Вообразим, что рядом с раннеамериканским поселением (ковбои, салуны) бытует не классическое индейское племя (косицы, трубка мира, поэтичные прозвища), а реальные троглодиты (зашитые в горла хвосты гремучих змей, замученные пленники, антигуманные (мягко говоря) предпочтения в рационе)?

Впрочем, на этой скользкой межжанровой почве обнаруживается твердо стоящий на ногах Курт Расселл, способный сокрушить несокрушимое. Великая киножесть, чей финал по эффекту сравним, наверное, только с финальным убийством опять-таки тарантиновского Билла. Фильм, на самом деле, о преодолении боли — и наравне с героями с ужасом и восторгом в нем участвует и зритель: ему показывают адские штуки, которые с холодной головой довольно трудно переварить.

Кадр из фильма «Раны»
Кадр из фильма «Раны»

Удивительная ода тревожному расстройству от британского хоррормейкера иранского происхождения — поэзии, то есть, будет не меньше, чем жути. Наверное, зайдет не каждому — но фантазмов убедительнее, абсурднее и парадоксальнее я давно не видела.

Фильм, снятый в эстетике предутреннего кошмара: жизнерадостный нью-орлеанский бармен (лучшая, без преувеличения, роль мечтательного людоеда Арми Хаммера, которым оказывается не только красивым парнем, но и офигенным артистом) потихоньку сходит с ума сам и сводит собственную девушку, найдя в баре чужой телефон с жуткими сектантскими видео.

Никакой логики в повествовании нет, на десктопах в компьютерах героев раскручивается непонятная гипнотическая воронка, из-под плинтусов начинают сочиться тараканы, гуляки в баре рвут друг другу щеки розочками из пивных бутылок. Хаос, как завещано у Триера, рулит. Завораживающее зрелище по рассказу нового Клайва Баркера по имени Натан Боллингруд.

Кадр из фильма «Тельма»
Кадр из фильма «Тельма»

А вот и другой Триер — без фон, но в некотором смысле даже и покруче: молодой норвежец, похожий на Чехова с магическим мышлением. В центре, как говорится, сюжета — студентка из религиозной семьи, которая, вкусив студенческой вольницы, влюбляется в подругу, но в силу впаянных в голову неврозов не может дать волю чувствам, выплёскивая фрустрацию, как принято у героинь феминистских хорроров, в стихийном ведьмовстве.

Настоящий скандинавский хоррор для тех, кто в восторге от северной хоррор-поэтики — от сериала «Мост» до вапирской тин-саги «Впусти меня». Описание очередного фильма о топкой и вязкой женской природе, возможно, звучит психологично и тоскливо — но поверьте, это захватывающее кино, где птички мрут на лету, люди на глазах превращаются в торнадо и распадаются на атомы, а младенцы уходят под лёд (но — спойлер — оказываются спасены).

Кадр из фильма «Хижина в лесу»
Кадр из фильма «Хижина в лесу»

Совсем уже классика из классик — метакино, в увлекательной (слава богу) форме препарирующее жанровую схему тин-хоррора, которая в ходу с семидесятых: спортсмен, красотка, девственница, умник и смешной идиот едут отдохнуть куда-то в глушь, где на них нападают маньяки/зомби/демоны/вампиры/офигевшие сельские жители, пометьте полюбившийся вариант галочкой. Галочки, по сюжету, расставляет целый научный институт, наблюдающий за подопытными героями, отправившимися в вынесенную в название хижину.

В итоге и авторы, и герои приходят к некоторым интересным выводам относительно природы киноужаса — но, несмотря на философский топпинг, смотреть картину не менее, а то и более интересно, чем всякие «Хеллоуины» и проч., которые она с успехом деконструирует.

Кадр из фильма «Зеленая комната»
Кадр из фильма «Зеленая комната»

Почти классицистский экшн-триллер, скроенный по законам триединства: одна ультралевая панк-группа должна выбраться из одного логова ультраправых неонаци за один вечер. Один из самых виртуозных сценариев последнего времени, где саспенс рождается из самого формата «Красная Шапочка» (жертва пусть с оправданной тревогой, но всё же прётся на очевидное заклание), а потом крепчает с каждой минутой. В роли жуткого патриарха скинов — Патрик Стюарт из «Стартрека», также есть красивая Имоджен Путс с классической скиновской женской прической (это когда на голове выбрита такая шапочка, а на висках и затылке волосы длинные, и чёлка еще есть).

Ужасно понравилось составлять хоррор-топы. Не знаю, что дам в следующий раз — лучшие российские хорроры последнего времени? лучшие ужасы начала тысячелетия? лучшие хоррор-сериалы?

Если хотите — советуйте в комментариях. Ну и подписывайтесь на мой канал, конечно.