***
Незаметно для меня самого мои мемуары, которые были начаты как мемуары Хомо литературос — то есть существа, миросознание которого формируется по литературным лекалам Культуры — превратились в мемуары сталкера. И это правильно! Потому что сталкерство в литературной Зоне, которым я на настоящий момент занимаюсь, есть только частный случай философии сталкера, которую я исповедую. Вернее, теперь считаю, что исповедую. Раньше я об этом если и задумывался, то в других терминах.
Раньше я позиционировал себя как дилетанта, то есть любителя, который не собирается — или не может — конкурировать с профессионалами, но ему нравится их Зона, и он в ней пребывает для развлечения. Из любви к Искусству, например. Художник-любитель, не овладевший в полной мере ремеслом, пишет себе потихоньку свои любительские работы, и утешает себя тем, что он в них как бы «вкладывает душу», и она, якобы, неизменно проступает сквозь краски его работ. Он дилетант. И ничего плохого тут нет! Ну, нравится ему это дело, пусть себе занимается. Но он, дилетант, может и не быть сталкером. Случайно очутившись в Зоне Культуры, он может навсегда в ней застрять, и стать «попаданцем».
Профессионал — это человек, хорошо изучивший Зону, и не покидающий её — потому ли, что в ней он хорошо зарабатывает, или потому, что не хочет переходить в другую Зону — придется переучиваться и догонять тамошних профессионалов. Или ещё почему, неважно. Профессионал развивается вместе со своей Зоной, и сам её развивает, и такой темп развития его устраивает. Хотя, конечно, профессионал может быть и сталкером по совместительству — в некоторых Зонах он профессионал, а в остальном — сталкер. И такой человек достоит всяческих похвал! Чем больше универсальность человека, тем ближе он к замыслу творца. Ведь человек, его ум, тело и все остальное — лишь инструмент, в замысле своём наиболее универсальный, и, стремясь к универсальности использования этого инструмента, человек играет в одной команде с творцом.
Сталкер — это не дилетант, хотя при нахождении его в конкретной Зоне он мало от дилетанта отличается. Разница — в намерениях и видах на будущее. Дилетант вполне может стремиться стать профессионалом, и у некоторых дилетантов это может даже получиться. А сталкер — никогда. Хотя он и может достичь уровня профессионала, но не это его цель. Он приходит в профессиональную зону за волшебными артефактами. Ему не нужны путеводители по Зоне, потому что он знает, что, следуя его указаниям, ничего волшебного уже не найти — все артефакты уже давно собраны предшественниками. А вот если идти поперек тропинок — куда глаза глядят, не разбирая дороги — то можно наткнуться на интересные экземпляры. Правда, можно и заплутать, и остаться ни с чем.
Кроме профессионалов, сталкеров и дилетантов, в каждой Зоне Культуры можно встретить проводников (учителей), экскурсоводов и туристов. Роль их ясна, и я не буду о них ничего рассказывать отдельно.
В завершение этого терминологического экскурса в моё мировоззрение хочу дать ссылочку на небольшой поэтико-музыкальный опус (песенка), который я сочинил, когда стал Хомо графофилиусом. Называется он «Путешествие дилетанта». Надо, конечно, учесть, что в те времена я считал себя дилетантом, и только недавно самовольно перевел себя в ранг сталкера.
В следующей части я расскажу о нескольких путешествиях в различные Зоны Культуры. Какие-то были удачными, какие-то нет, а от каких-то я просто отказался, о чём частенько жалею. Но ничто не проходит бесследно — каждая попытка открывает новые возможности. А все вместе формируют Судьбу.
И это не преувеличение, именно судьбу. Потому что и к работе я всегда относился как настоящий сталкер — работал, пока Зона представляла собой загадку, была освещена волшебным светом ненайденных артефактов. Как только это свет угасал, мне становилось скучно, и я уходил в другую профессиональную Зону, и с нуля проходил путь от неумелого дилетанта до профессионала средней руки.
***