Часто у детей и подростков развивается идентификация с взрослым. Это происходит тогда, когда у ребенка или подростка появляется склонность "замечать" или "воспринимать" и сочувствовать только в "роли" взрослого, а не в качестве отдельного человека. Это стремление к замещению "Я-объекта", а не "Я" порождает у детей или подростков беспомощность, тревогу, чувство вины, жестокое обращение и самоубийство.
Приобретение ответственности за собственный эмоциональный опыт ведет к освобождению, как будто бы возникают новые "Я". На самом деле "Я", которые возникают, имеют смысл на определенном этапе развития. В дальнейшем они становятся "Я"-образом. Но эта личность настолько отличается от реального физического "Я ребенка", что легко перестаешь помнить о ней как о "настоящем" "Я"!
Рождение "Я - образа" также влечет за собой ощущение личной свободы и независимости. В результате многие проблемы, в которые втянуты люди или общество в целом, рассматриваются как в основном "проблемы ребенка". Ведь именно ребенок, еще не имея никакого "Я – образа", наделяет себя способностью к пониманию и анализу любого вопроса, поскольку не имеет опыта автономного самоанализа.
Рождается "Я образ" вместе с несформированным "Я характером", который пытается овладеть тем, что ранее было предоставлено ему. Это также порождает ревность, зависть, страх, злость, ненависть к тем, кто "стремится стать причиной страданий других".
Но скоро ситуация меняется. Ребенок, которому еще нет четырех лет, обучается быть "ответственным за свои действия". Так же, как и младенцы, он остается доверчивым и неспособным анализировать, но учится пользоваться своим зрением. И в этом новом качестве для него становятся возможными и безопасными чувства гнева, враждебности и другие нарушения, которые так беспокоили его прежде. Теперь он может быть очень разочарован или огорчен, поскольку остается должен другим и ему будет трудно защитить себя, если его кто-нибудь обидит.